Марк Шагал в Пушкинском: рассказываем, какой получилась новая выставка

Марк Шагал в Пушкинском: рассказываем, какой получилась новая выставка

В ГМИИ имени Пушкина открылась масштабная выставка Марка Шагала — одного из самых знаменитых художников-авангардистов XX века. Он родился в Витебске, выучился в Петербурге и Париже — во Франции он, кстати, и прожил большую часть жизни, хотя во время Первой мировой войны и революции возвращался в родной город. Как раз тому «русскому периоду» и его тоске по Витебску и посвящена новая выставка. Кажется, она должна стать хитом для ГМИИ, по крайне мере количество прессы на вернисаже было ошеломляюще большим. Да и билеты до 10 января уже раскуплены. Рассказываем топ-3 причины, зачем идти на выставку.

Увидеть главные шедевры художника

Картины Шагала уже показывали в Пушкинском в 1987 году — тогда директор музея Ирина Антонова стала едва ли не первой, кто популяризировал искусство художника в СССР. Теперь же, почти 40 лет спустя, работы мастера собрали из Русского Музея, Третьяковской галереи, запасников и частных коллекций.

Мы задумали нашу выставку как посвящение Ирине Антоновой, которая первая представила творчество Шагала отечественной аудитории. Это был один из ее самых ярких и сложных выставочных проектов. «Полет и радость земного притяжения» — главные темы Марка Шагала. При всей невесомости, легкости и лиричности его творчества, он всегда оставался земным человеком. Чтобы подчеркнуть это, мы постарались переосмыслить пространство Пушкинского музея, и, на мой взгляд, у нас это получилось
Ольга Галактионова
директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Шагал М.З. Прогулка, 1917, холст, масло. Коллекция Государственного Русского музея

«Встречает» посетителей картина «Прогулка», ее разместили прямо у главной лестницы музея. На ней изображен сам Шагал и его возлюбленная и муза — Белла Розенфельд, которая «парит» и на других холстах художника.

Шагал М.З. Портрет сестры Марьясинки, 1914

Вдоль балюстрады кураторы разместили портреты родных Шагала — его матери, сестры Марьяси (Шагал ласково называл ее Марьясинка), брата и дяди.

Центр экспозиции, безусловно, — белый зал. Там собрали декорации Еврейского театра, которые Шагал сделал в 1920 году специально по просьбе Абрама Эфроса.

Предоставлено пресс-службой

Художник создал девять панно, семь из которых сейчас показывают на выставке (два других попросту не сохранились). На огромных полотнах — танцующая сваха (традиционный персонаж на свадьбах), шут, ученый и огромный стол с перевернутыми вверх ногами блюдами.

Шагал М.З. Над городом, 1918, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

В Белом зале музея собрали и другие хиты художника: «Над городом», где Шагал и его жена летят над Витебском, «Венчание», где под крыльями женятся сам художник и его возлюбленная Белла Розенфельд, и другие хрестоматийные полотна.

Шагал М.З. Свадьба. Венчание, 1918, холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Произведения из музейных и частных собраний сопровождаются цитатами из автобиографической книги Марка Шагала «Моя жизнь», чтобы зрители могли лучше понять, что скрывается за образами летающих людей и животных и витебских улиц.


Побывать в доме Шагала и увидеть серии работ, которые до этого не выставлялись

Специально для выставки кураторы реконструировали комнату Шагала в Витебске: огромные деревянные стулья и стол, часы, комод, сундук и шкаф и прочая старинная мебель. Эти экспонаты демонстрировались в России лишь однажды.

Предоставлено пресс-службой

В этой же части выставки впервые широко показывают цикл рисунков, посвященный Первой мировой войне. На картинах художник изобразил суровую реальность, которая на годы окружила «сказочный» Витебск.

Предоставлено пресс-службой

Десятилетиями в запасниках музеев хранились и оригинальные иллюстрации Шагала к сказкам Дер Нистера, сама детская книга была опубликована единожды — в 1917 году — на идише.

Из собрания Пушкинского музея показывают иллюстрации Шагала к «Мертвым душам» Гоголя, которые художник создал в 1923–1926 годах, уже после
окончательного отъезда из России.

Экспозицию дополнят 16 редких графических произведений 1914–1915 годов и уникальная иллюстрированная Шагалом книга детских сказок Дер Нистера. В Русский музей эти сказочные рисунки попали ещё в 1924 году, однако сама книга поступила лишь в 2002: тексты из издания 1917 года больше нигде и никогда не публиковались – это настоящая жемчужина в наследии Марка Шагала
Алла Манилова
Генеральный директор Русского музея

Оценить сценографию выставки

Первое, что бросается в глаза: летающие скрипки, трубы и другие музыкальные инструменты над главной лестницей. Здесь же «приодели» и мраморные колонны: теперь камень скрыт под нежно-лиловой тканью. И все это для того, чтобы почувствовать то самое ощущение полета, которое встречается буквально в каждой картине Шагала.

Предоставлено пресс-службой

За сценографию отвечает бюро Planet 9 — они делали выставки-блокбастеры «Панк-культура. Король и Шут», «Виктор Цой. Путь героя» в Москве и «Балабанов» в Петербурге.

Сценография выставки должна быть лишь фоном, оправой для искусства, но при наложении этого фона на стройную классическую архитектуру Пушкинского музея случаются парадоксы: стены театральной «коробочки» разъезжаются и поднимаются к потолку белого зала, прохладный цвет воздуха заливает пространство и переосмысление пространства музея музыка звучит без звука, предметы начинают двигаться в нашем воображении
Агния Стерлигова
Основатель и генеральный директор Музейного бюро Planet9

Фото: Предоставлено пресс-службой

Звездные новости, рецепты столичных шеф-поваров и последние тренды — на «Дзене»

Подписаться