Форма поиска по сайту
Все материалы

«Дагеротип, автохром, поляроид. 1/1»: выставка о том, что было до селфи

В ГМИИ имени Пушкина открылась выставка, приуроченная к 180-летию изобретения фотографии. И это не просто ретроаппараты в ряд – историю развития фотографии расскажут через уникальные снимки, выполненные старыми и местами весьма опасными технологиями.

Зеркало с памятью

Фото: Никита Симонов/Москва 24

Юбилей фотографии отсчитывается от даты, когда французский химик Луи Дагер изобрел дагеротип – способ получения черно-белых карточек, при котором использовали йодистое серебро и токсичные пары ртути. На зеркально-металлической пластине благодаря химической реакции удивительно точно фиксировались мельчайшие детали натуры. Такие изображения требовали бережного отношения, чаще всего их помещали в раму или специальный кейс под стекло.

Фотосалоны как пытошные

Антуан Клоде. Без названия. 1852–1858. Дагеротип, стереофотография, подкраска. Национальная библиотека Франции, Париж

С появлением фотосъемки появились и первые студии. Это были просторные ателье со стеклянными стенами и потолком для правильного освещения. Снимать там можно было только при дневном свете: вспышку изобрели только в 1851 году. Сменными «фонами» служили рамы с разными обоями или живописные холсты. К креслам, на которых сидели модели, прикреплялись специальные держатели для головы. С их помощью можно было зафиксировать позу, ведь выдержка длилась несколько десятков секунд (а в пасмурную погоду – до половины минуты), при движении фото могло получиться смазанным. Если вам кажется, что у людей на старых фотографиях всегда серьезные, словно застывшие лица, то винить за это надо те самые держатели.

Кадры из цветного крахмала

Неизвестный автор. Рим. Колизей. 1842–1855. Дагеротип. Национальная библиотека Франции, Париж

В 1903 году братья Люмьер, известные как родоначальники кинематографа, еще и первыми запатентовали цветной способ фотосъемки – автохром. Эта была безопасная технология: тут главным элементом стал крахмал, гранулы которого окрашивали в красный, синий и зеленый цвета и наносили на стеклянную пластину. Кропотливая лабораторная обработка и длительная выдержка превращали снимки в такие размытые полотна, больше напоминающие сны, чем реальные кадры. Но со временем они стали очень популярны и оставались единственным массовым способом цветной съемки вплоть до середины 1930-х годов.

Мгновенный снимок для дочери

Одиль Мулина. Лицо. 1980. Polaroid SX-70. ок. 10,8x8,8. OstLicht Collection, Вена

А вот метод мгновенной фотосъемки появился благодаря одной маленькой девочке. «Папа, а почему нельзя увидеть картинку сразу?» – спросила как-то дочь у Дэвида Лэнда – основателя компании Polaroid. Дело было еще в 1943 году, когда Лэнд занимался изучением поляризационных материалов (они применяются не только в фотографии, но и в солнцезащитных очках, например). Вопрос дочери заставил его задуматься. И в 1948 году он создал хорошо известный современным людям «Полароид». В компактную камеру была встроена пластина, на которую сразу наносились химические вещества. После нажатия кнопки затвора они вступали в реакцию, и изображение проявлялось практически сразу. В итоге фотоаппараты фирмы Polaroid стали культовыми – в 60-е годы они были почти у половины американцев. К слову, такой метод съемки нравился не только любителям, но и профессионалам тоже. Фотограф Мюриэль Эрман-Мандель создавала из полароидных карточек произведения искусства: она делала сотни снимков одной модели, а потом составляла из готовых карточек композиции. Одна из ее работ – «Японка» – будет представлена на выставке.
Алексей Серебряков
коллекционер фототехники
Такие выставки будут интересны не только фотографам или коллекционерам старых аппаратов, но и людям, которые интересуются историей в принципе. Через развитие методов съемки можно проследить изменения в науке и культуре на протяжении практически двух столетий в разных странах мира. Отдельная тема – тренд на старые технологии. Пленочные и полароидные фотографии сегодня по-прежнему популярны среди любителей. Но и профессионалы, несмотря на наличие мощных цифровых камер, часто обращаются к альтернативным методам съемки. Их преимущество – размер кадра. Если мы отсканируем работу, снятую на пластину, она всегда будет по размеру и качеству лучше, чем узкие полноматричные цифровые снимки. А еще ручная работа ценится больше. Человек, который занимается альтернативной съемкой, вкладывает в это дело максимум труда и творчества. Кроме того, все авторы не могут снимать только на цифру, каждый ищет свой художественный язык. Это как в живописи: кому-то ближе уголь, кому-то – пастель, а кому-то – масло. Я, например, предпочитаю снимать на амбротип, но в путешествия беру с собой цифровой фотоаппарат – «для заметок».

ГМИИ им. Пушкина

Волхонка, 14
Выставка продлится до 26 января Билеты: 400 рублей

Фото обложки: Луи Жак Манде Дагер. Без названия. 1840–1845. Дагеротип. 7,2×6 / 15×11. Национальная библиотека Франции, Париж

Андрисенко Симона

Читайте также