Форма поиска по сайту
Все материалы

Новая выставка в МАММ: кто такой Лучо Фонтана и зачем он режет свои полотна

В Мультимедиа Арт Музее открывается первая в России ретроспективная выставка звезды итальянского и мирового современного искусства Лучо Фонтаны. Он основал целое художественное направление, написал манифест о синтезе искусств и объединении науки и творчества, но славу ему принесли картины с разрывами и прорезями – они как раз и будут в экспозиции. Собрали 5 фактов, которые нужно знать о Фонтане перед тем, как пойти на выставку.

Мультимедиа Арт Музей

Остоженка, 16 С 27 ноября 2019 года – 23 февраля 2020 года Билеты: 500 рублей
Лучо изучал искусство скульптуры на примере надгробий. Фонтана родился в 1899 году в творческой семье: у отца была мастерская, где делали монументальные памятники на могилы. В 10 лет Лучо стал там подмастерьем. Несмотря на свою славу живописца, по образованию он скульптор: в 1927 году поступил в миланскую Академию Брера, там же увлекся кубизмом.

Все изменилось в 1949 году, когда Фонтана проткнул шилом холст. Он не просто начал новую веху в своем творчестве, он создал новое художественное направление – спациализм (от итал. spazio – пространство). В нем живопись и скульптура рассматривались как один вид искусства. До этого считалось, что искусство ограничено неприкосновенным пространством холста. Разорвав его, Фонтана доказал, что это не так.

Лучо Фонтана. «Пространственный концепт». 1949. Бумага, негрунтованный холст. Национальная галерея модернистского и современного искусства, Рим. Предоставлено Национальной галереей модернистского и современного искусства, Рим. С разрешения Министерства культурного наследия и культурной деятельности. Фото: Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Дыра означает космос. Сначала художник делал надрез или дырку на холсте с помощью инструмента, а потом руками придавал отверстию нужную форму. Рассекая картину, он стремился сделать ее трехмерной: объем должны были создавать тени от края разреза. Чтобы создать эффект глубины, сзади Фонтана приклеивал к полотну черную ткань. Так получалось ощущение пустоты и космоса.

В конце 40-х Фонтана придумывал пространственные инсталляции, большинство из которых уничтожили. Это были коридоры и комнаты, освещенные неоновыми трубками, куда зрители могли войти и испытать необычайные ощущения, словно погрузившись в нереальное пространство. Они были впервые были показаны в Художественном центре Уокера в Миннеаполисе в 1966 году и на выставке в Стеделейк-музее в Амстердаме в 1967‑м. Почти сразу после нее инсталляции разрушили, потому что в то время никто не подозревал, что они могут иметь какую-то ценность.

Лучо Фонтана. «Портрет Терезиты». 1940. Мозаика. Фонд Лучо Фонтана, Милан. Фото: Fondazione Lucio Fontana, by SIAE 2019

Сейчас его произведения стоят невероятных денег. В 2015 году на аукционе Sotheby's в Лондоне его работа «Пространственный концепт. Конец Бога» 1963 года была продана за рекордную сумму – почти 16 миллионов фунтов. Тогда же еще один «Пространственный концепт» Фонтаны ушел с молотка за миллион фунтов (при эстимейте в 350 тысяч). Большая часть его работ при жизни осталась незамеченной, несмотря на то, что в 1966-м (за два года до смерти) его творчество отметили Гран-при на 33-й Венецианской биеннале. Ранние инсталляции Фонтаны начали тщательно восстанавливать только в 1972 году.

Читайте также