Форма поиска по сайту
Все материалы

«ЗДаневич: ЗДесь и сейЧАС» в ММОМА: авангардист, издатель, друг Пикассо и Шанель

выставки искусство

04 декабря, 2019

С 3 декабря в ММОМА проходит выставка «ЗДаневич: ЗДесь и сейЧАС», приуроченная к 125-летию художника и теоретика искусства. Передовой футурист, создатель собственного художественного направления Илья Зданевич в 1921 году эмигрировал из России. Во Франции он сотрудничал с Пабло Пикассо и Жоаном Миро, дружил с Шанель и издавал книги. В экспозиции ММОМА – одна из них, а также работы современных авторов, посвященные Зданевичу. Рассказываем, что нужно знать о художнике перед тем, как пойти на выставку.

Пропагандист футуризма

Фото: Иван Новиков-Двинский

ММОМА

Гоголевский бульвар, 10, строение 2. С 3 декабря 2019-го по 2 февраля 2020 года. Входной билет – 350 рублей, льготный билет – 150.
В 1912 году молодому студенту-юристу Илье Зданевичу в руки попал манифест итальянского футуриста Маринетти, который перевернул его сознание. Проникшись идеями нового направления в искусстве, он стал его активным проповедником, проводил в кафе Москвы и Петербурга эпатажные выступления. На одном из них Зданевич снял с ноги ботинок и заявил, что тот лучше подходит на роль идола, чем какая-то Венера Милосская: «Башмак отделяет нас от грязной земли, тем самым выражая презрение футуристов к земле и их любовь к небу». Выступление закончилось потасовкой. Убежденный идеолог авангардного искусства, Зданевич ввел в оборот само слово «футуризм». Однако он пошел дальше и создал собственное направление «всёчество», провозгласив отсутствие в творчестве границ времени и пространства.

Создатель нового языка

Фото: Иван Новиков-Двинский

Зданевич писал стихи, пьесы и даже изобрел новый язык. Он начал разрабатывать его еще в 1913 году, а уже через три года написал на нем первое произведение – пьесу «Янко крУль албАнскай». Абсурдистская история о Янко, которого албанские разбойники заставили стать королем и приклеили к трону, написана заумным языком. «Пасвиченае», «аркестрами», «знаминитава», «бискровнае» – вот куда, оказывается, уходят корни «олбанского» языка эпохи ЖЖ. С помощью придуманного языка Зданевич, как и пользователи Рунета 2000-х, стремился на письме передать живость разговорной речи.

Первооткрыватель Пиросмани

Фото: Иван Новиков-Двинский

Вряд ли сейчас грузинский художник Нико Пиросмани был бы известен, если бы не Зданевич. Во время одной из поездок на родину (он родился в Тифлисе) Илья Зданевич со старшим братом Кириллом, тоже художником, заметили работы Пиросмани и решили организовать выставку. Зданевич потратил много сил и времени, объездил всю Грузию и собрал внушительную коллекцию. После эмиграции Ильи собрание картин досталось Кириллу, который остался в СССР. Тот продал ее государству, тем самым закрепив статус Пиросмани.

Соратник Пикассо

Фото: Иван Новиков-Двинский

В 1921 году Зданевич покинул советскую Россию, взял псевдоним Ильязд и обосновался во Франции, где занялся книгоиздательством. Он работал в формате Livre d’artiste – это книги, в которых художники не только создавали, но и оформляли текст. Зданевич сотрудничал с Максом Эрнстом, Жоаном Миро и Альберто Джакометти. Но его главным другом и соратником был Пабло Пикассо. Они познакомились в конце 1930-х и общались до самой смерти художника в 1973 году.

Коллега и друг Шанель

Фото: Иван Новиков-Двинский

Во Франции Зданевич рисовал по ткани и успел поработать с несколькими дизайнерами, самая известная из них – Коко Шанель, с которой художника познакомил Сергей Дягилев в 1927 году. Ильязд стал начальником отдела рисовальщиков на ее текстильном предприятия, разрабатывал орнаменты для фирменного джерси, которое стало «фишкой» бренда Шанель. Зданевич и Коко сотрудничали до 1938 года, но были они не просто коллегами, а близкими друзьями. Шанель даже стала крестной матерью его дочери.