Фото: Михаил Голденков/The City
Первое пространство – комната, где стоит восемь телевизоров, на каждом экране закольцовано выступление Майи Плисецкой, соответствующее определенному периоду ее жизни: 40-е, 50-е и так далее по десятилетиям. Между номерами балерины есть видеовставки, которые описывают временной контекст. Например, в выпуске о 40-х годах мелькает Сталин, это подготовка к войне, а в в 90-х – Ельцин, развал СССР. Кстати, модели телевизоров тоже все разные: для демонстрации 40-х подобрали аппарат с лупой. Напротив каждого экрана – стул, тоже артефакт из представленной эпохи.Фото: Михаил Голденков/The City
В абсолютно белой комнате стоит белое пианино, клавиши которого автоматически воспроизводят композиции Родиона Щедрина: в инструмент встроена специальная система, которая повторяет динамику пальцев музыканта. На самом деле это салон, посвященный любимому мужу Плисецкой – Щедрину. Здесь играют исключительно его произведения, часть из которых посвящена Майе Плисецкой. Хотя композитор не раз повторял, что все его творчество – одно большое послание жене. Услышите фрагменты из «Кармен» и «Конька Горбунка». Майя Михайловна мечтала, чтобы музыку ее мужа слушали очень внимательно, так что не спешите уйти из этой комнаты: здесь есть возможность прочувствовать любовь Плисецкой и Щедрина.Фото: Агентство «Москва»/Андрей Никеричев
Мрачная черная инсталляция с «окошками» в стенах: зрителю придется подглядывать за жизнью Майи Михайловны точно так же, как за ней подглядывал КГБ. Вообще судьба балерины связана с преследованиями. Сначала посадили мать, расстреляли отца. После за ней самой долгие годы следили спецслужбы СССР: об этом она часто рассказывала в своих интервью, их как раз услышите в каждом «окошке» этой комнаты (не стесняйтесь, прислоняйте ухо и слушайте). Таких «глазков» в комнате около семи, за каждым определенный объект. Например, где-то спрятана личная чашка Плисецкой, в другом «окошке» – шляпа от Пьера Кардена (любимый кутюрье балерины), в третьем Майя завязывает пуанты, а в четвертом расчесывает свою рыжую копну волос.Фото: Михаил Голденков/The City
Без Большого нельзя представить жизнь Плисецкой, поэтому ему отвели отдельную комнату. Чтобы увидеть инсталляцию, надо подняться по красной лестнице – символу творческой судьбы балерины. Только с девятой ступени (а всего их 11) можно увидеть макет главного театра России, а если точнее, его исторический зал с блестящей люстрой и маленькой балериной на сцене, в которой нетрудно узнать Майю Михайловну.Фото: Михаил Голденков/The City
Здесь балерины (живые девушки) танцуют рядом с советскими газовыми плитами. К сожалению, перформанс с настоящими актерами будет идти всего пару дней: 17 декабря и еще два дня (дата пока неизвестна), в обычные дни вместо балерин будут голограммы.Фото: Михаил Голденков/The City
Комната-шутка. Сюда лучше заходить, когда не играет музыка. Попадаете в обычный балетный класс с зеркалами на стенах: зритель видит свое отражение. Чуть позже голос Майи Михайловны начинает напевать мелодию из «Раймонды», в этот момент световая партитура в зале меняется и зритель видит зазеркалье, где танцует маленькая девочка. Инсталляция для тех, кто хочет на миг почувствовать себя Плисецкой.Читайте также