В прокат выходят новые «Звездные войны» – завершение 42-летней саги о семье Скайуокеров. Оно получилось поэтичным, красочным, грустным, трогательным и очень серьезным.В семейном альбоме Скайуокеров больше нет свободных страниц, но перед нами отнюдь не финальные «Звездные войны». Уже через два года в далекой-далекой галактике зажгутся новые светила и вспыхнут новые конфликты. Говорят, Disney планирует привлечь к развитию вселенной Кевина Файги – продюсера, заполнившего журнал успеваемости мира Marvel на десятилетия вперед. Свою собственную трилогию должны были придумать и авторы «Игры престолов» Бениофф и Уайсс, но они отложили этот план, увлеченные эксклюзивным контрактом с Netflix стоимостью 200 миллионов долларов. Тем не менее «Звездные войны» скоро продолжатся, но уже без Скайуокеров. Унесенные ветром герои выходят к зрителю в самый последний раз. Поэтому в девятом эпизоде нет бойкого энтузиазма седьмого и вольных отступлений от канона вселенной, которые позволял себе фамильярный восьмой. Это завершение эпопеи, у которой может быть лишь два исхода: либо траурный марш, либо парад победы. Трогательные шутки (больше всех веселится C3PO), сюжетные сюрпризы (вся линия с Кайло и Рэй предельно непредсказуема) и атаки зрителя слезоточивым газом (особенно в финальной битве) тоже будут, но ровно столько, чтобы не представлять угрозу величественному замыслу. Той же логике следовала, например, эпопея Юрия Озерова «Освобождение», в последней части которой были уместны лишь грандиозные идеи и широкие жесты.
Фото: WDSSPR
«Скайуокер. Восход» – драма схожих масштабов. Галактика снова на краю гибели. Первый орден, которым правит Кайло Рен (Адам Драйвер, который выкладывается в компьютерном блокбастере не меньше, чем в
«Брачной истории» Ноа Баумбаха), нашел неожиданного союзника в лице воскресшего императора-ситха Палпатина – главного негодяя двух предыдущих трилогий. Юная Рэй (Дэйзи Ридли, сумевшая воспользоваться выпавшим ей карьерным шансом лучше, чем ее партнер Джон Бойега) изучает джедайское мастерство в джунглях и боится, что в ее сиротских жилах течет дурная кровь. Тем временем бывший имперский штурмовик Финн (тот самый Бойега) и летчик-повстанец По (Оскар Айзек, главный в этой трилогии шутник, солдат и любовник) сражаются с Первым орденом в космосе, на небе, на суше и даже под землей. Все они копят силы перед финальной битвой, которая окажется и невероятно красочной, и очень старомодной, ведь режиссеру Джей Джею Абрамсу важно, чтобы зритель вернулся в объятия тех самых родных фильмов семидесятых и девяностых.
«Старомодные» – ключевая характеристика этих «Звездных войн». Переходы от кадра к кадру здесь выстроены, как во времена «Золотого Голливуда». Герои при встречах наигранно обнимаются, громко хохочут и хлопают друг друга по спинам так яростно, будто на инструктаже актерам показывали «В бой идут одни старики» или «Звездный десант». Приключения следуют одно за другим, как завещали Спилберг и Лукас: без пауз и длиннот. Этот фильм вообще очень быстрый: как будто бы он боится, что стоит притормозить и зритель сменит карету. Второстепенные герои появляются без долгих представлений, ведь перед нами авантюрное военное кино вроде «Большой прогулки», где у каждого персонажа есть своя аскетичная функция: помочь, предать, удивить, рассмешить. Благодаря этой собранности в новых «Звездных войнах» действительно есть раж гонки и борьбы.
Фото: WDSSPR
Плюс графика, за которую им точно стоит дать «Оскар». Тем более что франшиза живет без этих наград уже 35 лет, а в 2016 году и вовсе нелепо проиграла в «своей» номинации маленькой научной фантастике «Из машины». В ней, кстати, тоже сыграл Оскар Айзек. Хочется верить, что он приносит удачу. Потому что работа с пространствами – искрящимся звездами космосом, пустынной планетой, бушующим океаном, знакомыми с оригинальной трилогии пыльными хижинами и холодными кораблями – превращает этот фильм в настоящую поэму. Главные герои Рэй и Кайло сражаются не столько друг с другом, сколько с демонами, сидящими у них внутри. Средствами схематичного сценария детской сказки этих демонов не показать. Но их под силу вызвать спецэффектам, благодаря которым здесь бушуют все стихии природы, и музыкой: композитор Джон Уильямс, кажется, делает за актеров половину работы. Перейдя под крыло Disney, «Звездные войны» не перестали быть семейной сагой, но их основной жанр теперь – роман воспитания (сирот) и перевоспитания (негодяев). Вечная «диснеевская» песнь о том, что каждый сам пишет свою судьбу, тренировки закаляют дух, а друзья выручают в беде. Штурмовики и контрабандисты становятся героями сопротивления. Девочка, не знавшая своих родителей, осознает, что то, куда она идет, важнее того, откуда она пришла. Мальчик, убивший отца… узнаете сами.
А трогательнее всего здесь то, что самозваная трилогия, начавшаяся с посвящения «Новой надежде», завершается реконструкцией «Возвращения джедая» – вплоть до точного воссоздания конкретных сцен, в которых Рэй, Финн и По будто бы пародируют Люка, Лею и Хана. За этот год – вслед за «Дамбо», «Королем Львом», «Алладином» – Disney не первый раз воскрешает уже знакомый сюжет. Кто-то увидит в этом меркантильный расчет и стратегию минимизации рисков. Кто-то в очередной раз констатирует смерть автора в кино и кризис идей. Но есть и третий вариант – испытать радость от того, что одни и те же истории завораживают и родителей, и детей, а однажды, видимо, доберутся и до внуков. Каждая из трилогий «Звездных войн» добавляла в историю одно поколение. Отец Люка и Леи Анакин Скайуокер превращался из непроницаемого злодея (эпизоды IV-VI) в главного героя (эпизоды I-III). В последней трилогии на сцену вышел его внук Кайло Рен, он же Бен Соло, и благородная дворняга Рэй – то ли сирота, то ли все-таки чья-то дочь. Учитывая, что Скайуокеры больше не будут героями «Звездных войн», круг замкнулся. Колесо сансары сделало полный оборот, какими бы дикими ни были сравнения между главным фантастическим блокбастером Голливуда и песней рэпера Басты о том, что «в каждом наброске и в каждом черновике учитель продолжается в своем ученике».
Фото: WDSSPR
История, которая когда-то начиналась как раскадровка «Героя с тысячью лицами» Джозефа Кэмпбелла, за 42 года (а фанаты другой космической оперы знают, что 42 – это ответ на все важнейшие вопросы вселенной) сама превратилась в дайджест всех основных сюжетов массовой культуры. Чтобы систематизировать драматургические ситуации, больше необязательно знакомиться с изысканиями Кэмпбелла, Владимира Проппа, Жоржа Польти или Борхеса. Достаточно посмотреть «Звездные войны» – реестр вечных историй, обреченных повторяться снова и снова. Повторяться, чтобы связывать разные поколения зрителей общими ценностями, переживаниями и героями, каждый из которых и есть узел ценностей и переживаний.
Накануне премьеры девятого эпизода у самых истовых фанатов вселенной наверняка были собственные соображения насчет того, кто и кому в этой сказке должен прийтись родней, кого лучше убить, а кого следовало бы наградить поцелуем. И, как и в случае с «Игрой престолов», эти зрители, перестав быть соавторами мифа и акционерами франшизы, наверняка придут сейчас в ярость. Но для всех остальных новые «Звездные войны» – напоминание о том, что сказки неизменны. И именно их постоянство и гарантирует сохранение порядка во вселенной. Корабль-сокол, на котором летают герои, неспроста называется тысячелетним, а в далекой галактике неслучайно живут рыцари и принцессы.
Фото: WDSSPR
Перед следующими «Звездными войнами» станет незавидная задача придумать новый сверхмиф, который будет радикально отличаться от саги про Скайуокеров. Каким он мог бы быть, представить невозможно. Сам жанр космической оперы требует новой гражданской войны на просторах галактики. Сама система ценностей Disney подразумевает, что это будет роман-воспитание (сироты или мнимого сироты) и семейный эпос. Чем станут следующие «Звездные войны», если в них не будет своей империи и своих повстанцев? Возможен ли сценарий новой части без слов «надежда», «сила» и «друг»? Какой конфликт должен вести ее героев, если это не жажда познать себя настоящего, примириться со своим прошлым и найти тех, с кем можно шагнуть в будущее? За минувшие 42 года вселенная Джорджа Лукаса (и суперпродюсера Кейтлин Кеннеди – их имена пора начать писать рядом) вобрала в себя столько фундаментальных сюжетов, что переизобрести ее заново без большого взрыва не выйдет. Но повторение знакомой истории после столь короткой паузы (а новые «Звездные войны» должны выйти уже в 2022 году) точно озлобит фанатов. Однако не повториться будет невозможно.
Поэтому тот момент, который сага переживает сейчас, со временем войдет в ее историю как пик «Звездных войн». Тот самый «Восход». И части фанатов, которые в эти дни останутся недовольными тем, как последний джедай Голливуда Джей Джей Абрамс распорядился миром, доставшимся ему от магистра Лукаса, стоит переживать не о своих несбывшихся надеждах, а о грядущих скрытых угрозах. И тогда настоящее сразу же станет прекрасным. Серьезно, заключите с этими «Звездными войнами» перемирие. Потому что грядущая эскалация не обрадует никого.
Москвитин Егор