Фрэнк Синатра с наградой «Грэмми». Фото: George Rose/Getty Images
Первая и вполне очевидная проблема «Грэмми». В этом году претенденты на статуэтку объявлены в 84 категориях (хотя это еще не предел: до 2012 года было вообще 109 номинаций). При этом четкие критерии для выбора номинантов есть только у четырех основных категорий: «Запись года», «Альбом года», «Песня года» и «Лучший новый исполнитель». Определения остальных постоянно меняются, расширяются или, наоборот, ужимаются – иными словами, подгоняются под запрос момента. Так, в этом году было переписано определение категории «Лучший традиционный вокальный поп-альбом», чтобы включить в нее «современные поп-песни, исполняемые в традиционном поп-стиле». Академия сделала это, чтобы добавить номинации конкурентоспособности, живости, разнообразия, так как, к примеру, король свинга Тони Беннетт выигрывал эту награду 13 раз.Бруно Марс получает награду за песню Uptown Funk. Фото: Kevin Winter/WireImage/Getty Images
Современная музыка слишком неоднородна, один из главных трендов последних лет в ней – смещение и размытие жанровых границ. Рэперы приглашают на фиты рокеров, а на соло – джазменов. Поп-исполнители объединяют усилия с техно-продюсерами. Металлисты не стесняются обращаться за вдохновением к наследию поп-эстрады. Как вообще в этой ситуации определить, что такое «альтернативная запись»? Но если бы консервативность в подходах академиков заканчивалась на этапе номинаций, это было бы одно дело. Но нет, жюри и в финальном голосовании показывает, что они динозавры и за индустрией не следят или, по крайней мере, следят не слишком охотно. В основных номинациях все чаще идут на компромиссные решения: так, в последние годы «Лучшей записью» становились Uptown Funk Марка Ронсона и Бруно Марса, Hello Адели, 24K Magic Бруно Марса и This is America Чайлдиша Гамбино. В жанровых же номинациях проявляется архаичность, негибкость «Грэмми»: например, в 2014 году «Рэп-альбомом года» стал The Heist Macklemore (вы помните такой?), а не вошедший во все списки главных пластинок десятилетия Good kid, m.A.A.d city от пулитцеровского лауреата Кендрика Ламара. В общем неудивительно, что многие исполнители попросту игнорируют «Грэмми».Билли Айлиш на выступлении в музее «Грэмми». Фото: Scott Dudelson/Getty Images
А еще «Грэмми» невероятно тормозит в плане реакции на изменения в индустрии и общественную повестку. Скажем, разделение по гендерному признаку («Лучший исполнитель»/«Лучшая исполнительница») отменили только в 2012 году, а прием в качестве заявок ссылок на потоковые стриминговые сервисы, а не только на физические копии стартовал аж в 2019-м. Профильные комитеты по отбору кандидатов в разных жанрах поп-музыки и рока тоже появились только к нынешней, 62-й церемонии, а до этого номинантов во всех жанрах выбирало одно основное жюри. Понятно, что «Грэмми» реформируется и пытается запрыгнуть на подножку уходящего поезда – так, лидерами по числу номинаций в этом году стали популярные у миллениалов Лиззо (8), Билли Айлиш (6), Lil Nas X (6) и Ариана Гранде (5), – вот только перестроиться мгновенно у академии все равно не получится, а значит, решения жюри по-прежнему не будут отражать состояние индустрии.Tyler, the Creator на 60-й церемонии награждения «Грэмми». Фото: Christopher Polk/Getty Images for NARAS
Потому что мы любим конкурсы и всевозможные списки, радуемся возможности предсказать чью-то победу и покритиковать жюри в случае, когда решение академиков не совпадает с нашими ожиданиями. Ведь каждому из нас порой кажется, что он лучше любого критика и профессионала из индустрии понимает и может объяснить, что с этой самой индустрией не так. К тому же не будем отрицать, что в последние годы организаторы «Грэмми» пытаются исправиться: вводят новые правила, экспертные комитеты, ответственнее подходят к выбору кандидатов и т. д. Нельзя не заметить также, что премия помогает начинающим артистам: любая номинация и победа – это упоминания в прессе, а следовательно, всплеск интереса к исполнителю и как минимум увеличение числа прослушиваний его песен на стримингах. Наконец церемония вручения – это яркое шоу со специально подготовленными номерами от претендентов на «Золотой граммофон» и звездных гостей. В этом году на сцене «Стейплс-центра» выступят Aerosmith, Камила Кабельо, Билли Айлиш, Ариана Гранде, Jonas Brothers, Лиззо (фаворитка по количеству номинаций), Деми Ловато, Розалия, Run-DMC, Гвен Стефани, Tyler the Creator и другие.Фото обложки: Kevork Djansezian/Getty Images
Читайте также