Фото: ТАСС
«Метрополь» — самое крупное общественное здание в Москве в стиле модерн. Отель был построен на рубеже XIX и XX веков по инициативе известного предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. Над его созданием работали Лев Кекушев и Вильям Валькот, майоликовые фризы на фасаде выполнены по эскизам Михаила Врубеля и Александра Головина. Сооружение получилось грандиозным: крыша перекрыта металлостеклянным куполом, плоские стены чередуются со стеклянными эркерами, первый этаж оформлен арками, отделанными гранитом. В 1910 году архитектор Адольф Эрихсон создал на месте театрального зала ресторан со световым фонарем.Фото: «Википедия»
Один из безусловных шедевров московского модерна. Вдохновляясь европейскими образцами, Федор Шехтель построил узнаваемый дом и оформил его с использованием сквозного мотива подводного царства. О морском прибое напоминает невысокая ограда особняка, фасад украшен фризами с водорослями и лилиями, а ядро дома – парадная лестница-волна с фонарем-медузой. Она образует спиралевидную композицию, собирая вокруг себя все остальные помещения. При этом Шехтель позволил себе вспомнить прежнюю профессию театрального художника и декоратора, создавая на разных уровнях лестницы то маленький балкон, то укромную нишу. При этом он не забыл и о техническом оснащении: особняк был построен в 1903 году сразу с паровым отоплением, электричеством и системой кондиционирования. А еще дом облицован характерной для модерна керамической плиткой «кабанчик».Фото: Владимир Савостьянов/ТАСС
Побывать в особняке Рябушинского может любой желающий – там располагается музей Максима Горького, который жил в доме с 1931 по 1936 год.Фото: «Википедия»
Особняк Кекушевой на Остоженке часто называют вероятным прототипом дома булгаковской Маргариты. Его для своей семьи в 1900–1903 годах построил архитектор Лев Кекушев, использовав невоплощенный проект дома на продажу по заказу Саввы Мамонтова.Фото: Сергей Узаков/ТАСС
Еще одна работа Федора Шехтеля, но на этот раз в духе северного модерна. Получить здание в «северорусском стиле с некоторым монастырским оттенком» пожелал заказчик – руководство железной дороги. ⠀ Архитектор сохранил часть старого вокзала, но существенно надстроил и расширил его, используя новейшие технологии – железобетон и металлоконструкции. В оформлении Шехтель обратился к национальным элементам, что вообще характерно для модерна. Здесь есть теремная кровля с гребнем, килевидный козырек над входной аркой, высокая шатровая левая башня, а еще керамические декоративные панно с растительными орнаментами.Фото: Александр Зеликов/ТАСС
Дом Носова – пример редкого для Москвы деревянного модерна. Считается, что за образец были взяты американские коттеджи, которые обычно строили за городом. Место было выбрано не случайно: неподалеку находилась мануфактурная фабрика владельца и каменный особняк, который Носов оставил своему сыну и его жене.Фото: Лев Федосеев/ТАСС
Еще один пример национального модерна. Он был построен для творческой интеллигенции, в разное время здесь жили Роберт Фальк, Натан Альтман, Василий Рождественский и другие художники. Заказчиком выступил Петр Перцов – инженер путей сообщения и меценат. Он хотел, чтобы дом одновременно обращался и к национальной стилистике, и к современности. Был даже объявлен закрытый конкурс, в котором победил Аполлинарий Васнецов. Однако сам Перцов выбрал проект Сергея Малютина (автора росписи русской матрешки), впоследствии переработанный архитектором Николаем Жуковым. Получилось причудливое краснокирпичное здание, украшенное мозаичными панно с мифологическими образами.Читайте также