В рубрике «5 вещей» мы спрашиваем у наших героев, какие культурные явления, события или места оказали влияние на их жизнь или характер. Вика Привалова, режиссер театра и кино (в этом году ее спектакль «Мам, привет» номинирован на «Золотую маску» в двух категориях), рассказала нам о том, как лепка вареников изменила ее подход к искусству, какой текст вдохновил ее на первый спектакль и зачем играть в The Sims будущим режиссерам.
Лепка вареников
Первый раз я лепила вареники с бабушкой, когда мне было лет шесть. Именно в тот момент у меня проявилась какая-то созидательная функция: если можно лепить вареники, значит, можно лепить вообще все. И это не то же самое, что лепить какую-то игрушку из пластилина. Это все-таки еда, которая может быть полезна для других людей. У меня похожее отношение к тому, что я делаю в театре и как художница. Мне все время кажется, что я создаю какие-то блюда. Просто они либо в диджитал-формате (да в том же
инстаграме), либо в кино, либо в виде театральных переживаний, но все это абсолютно точно приготовление.
The Sims
В детстве я могла часами сидеть и строить в этой игре идеальный дом, устраивать симам прекрасную жизнь, убирать лестницу в бассейне, взламывать игру кодом motherload и покупать на эти деньги дорогие джакузи. Возможно, первое джакузи я увидела именно тогда. И вот 2020 год. Я две недели в самоизоляции и три дня назад установила The Sims снова. Мне 29 лет, и я уже играю из исследовательского интереса, изучаю. Но тогда, в первый раз, эта игра прежде всего развила во мне фантазию и чувство стиля, конечно. И взрастила мои режиссерские наклонности. Это же так по-режиссерски – создать героев и играть вместе с ними в жизнь. Самое интересное, что в детстве мне нравилось создавать героев, похожих на меня – блондинок с зелеными глазами, – и называть их своим именем. А сейчас я создала афроамериканку с кудряшками и назвала ее Кукуся Ивановна. Работает Кукуся детективом.
Работа с особенными детьми
Шесть лет назад у меня было много учеников, с которыми мы рисовали мультфильмы. У одного из них было расстройство аутистического спектра. Этого мальчика уже нет в живых, он умер от рака, но я помню работу с ним до сих пор. Этот опыт добавлял какой-то невероятный смысл в мою жизнь. Было тяжело, но бесконечно интересно. У этого десятилетнего человека был другой способ мышления, тем не менее мне нужно было много терпения, чтобы помогать с вещами, которые у него не получались. А терпение – это мое слабое место, так что каждый день я тренировалась. А еще мы обсуждали сны, и я помню его сон про коня в яблоках до сих пор. Мы потом хотели нарисовать мультфильм о приключениях этой лошадки, но не успели.
«Регулярное письмо» Льва Рубинштейна
Книга Льва Рубинштейна вдохновила меня на многое. Я ее часто перечитываю, она у меня настольная. Как-то раз в 2015 году я поехала в Крым на две недели совсем одна, сняла домик в сосновом лесу на берегу моря, сидела на отшибе и пыталась понять, кто я и что я. А в перерывах между размышлениями перечитывала «Регулярное письмо». И я помню, что мне хотелось создать что-то похожее на тексты Рубинштейна – минималистичные и концептуальные. Так я и придумала «Совместные переживания» – мой дебютный спектакль, в котором значительная часть перформативного действия отдана зрителям. Кстати, Лев Семенович был на этом спектакле, и для меня это очень важно. Уже после знакомства с творчеством Рубинштейна я влюбилась во Всеволода Некрасова и Дмитрия Пригова.
Випассана
Этот вид буддийской медитации я практикую уже четыре года и езжу в специальные центры раз в год, а там сижу и молчу. Молчать несложно. Сложно отслеживать мысли, фокусироваться на себе, видеть ловушки мозга. Випассана открыла мне совершенно новый взгляд на медитацию. Мне казалось, что она сделает меня спокойнее, а она помогла мне увидеть все иначе, посмотреть на себя своими глазами. Я смогла хотя бы начать отслеживать свои мысли, которых бесконечное и часто изнуряющее количество. И опять-таки тогда я увидела общность всех людей, ощутила, как общая медитация создает наэлектризованное пространство, и мне захотелось делать примерно то же самое в искусстве. Иными словами, випассана – хеппенинг, а я именно к этому и стремлюсь в моих спектаклях: создавать пространство для размышления, возможность соучастия, предлагать попытку осмысления ощущений на определенные темы.
Бурова Мария