Форма поиска по сайту
Все материалы

Будущее индустрий: каким будет театр после пандемии

«Что будет дальше?» – один из самых волнующих вопросов, ответ на который пытаются найти буквально все. Мы решили задать его руководителям разных культурных институций. Сегодня планы на будущее строят театральные эксперты.

Марина Брусникина
художественный руководитель театра «Практика»
Что будет с театрами, когда закончится карантин, мне кажется, во многом зависит от того, сколько этот карантин еще продлится. Сейчас важно не потратить время зря. Пока наша привычная театральная жизнь поставлена на паузу, нужно попробовать использовать те возможности, которые эти обстоятельства нам предлагают. И конечно, я очень надеюсь, что, когда мы все выйдем в привычный формат работы, для нас откроется некое новое пространство, где будет продолжаться какое-то параллельное движение – замечательное, творческое, полное фантазий и новых идей. Но главное сейчас – дождаться этого времени.
Константин Чернышев
директор Театра на Малой Бронной
Когда театрам разрешат играть спектакли, а зрителям – в эти театры ходить, мы столкнемся с новой реальностью. Вариантов развития событий сегодня два. Один пессимистичный: мы не скоро еще увидим полные залы, потому что те, кто до эпидемии регулярно ходил в театры, будут бояться массовых скоплений людей и возможности заразиться. Вторая точка зрения основывается на опыте выхода из Второй мировой войны. Тогда люди практически во всем мире моментально бросились наверстывать все, что они недополучили за годы войны. Возможно, и сейчас театралы, насидевшись в четырех стенах, захотят туда, где много людей, где можно общаться. При любом варианте очевидно, что долгий период нерабочих дней будет иметь последствия: столичные театры еще долго не смогут продавать билеты на спектакли по тем ценам, к которым они привыкли до эпидемии. У аудитории, на мой взгляд, просто не будет такого количества денег. Ну и чисто творческий момент: на сегодняшний день драматические и музыкальные театры лишены возможности репетировать, поддерживать спектакли текущего репертуара в должной форме. Поэтому, когда закончится изоляция, первое, что будут вынуждены делать все, – это приводить постановки в состояние, позволительное для показа. Театр – это живое искусство.
Ирина Апексимова
директор Театра на Таганке
Зрители не сразу бросятся в театр, даже когда дадут возможность. Возвращаться будут постепенно: кто-то будет опасаться вируса, кто-то – экономить на билетах. К процессу нужно будет подходить разумно. Сейчас мы можем только фантазировать, как поступить правильно. А вдруг все побегут, кто знает? Я бы не открылась ровно завтра, даже если бы это было возможно. Мы остановились на точке, когда должны были выпустить еще две премьеры. Как минимум три недели нам нужно, чтобы дорепетировать, доделать костюмы и декорации. После мы будем готовы впустить зрителя. Этот сезон в любом случае закрыт. Сажать через одного? Это странно. А как люди будут раздеваться? А буфет? А билетеры? А артисты? Мы будем стоять на сцене на расстоянии полутора метров? Надеюсь, этого не будет. Будем все тщательно дезинфицировать. Пускай зрители сидят, к примеру, в масках и перчатках. А через одного – не получится. Но я уверена, мы что-то придумаем, чтобы всем было комфортно и безопасно.
Марк Варшавер
директор театра «Ленком»


Пока неизвестно, когда все это закончится, сложно говорить, как будет после. Больше полутора месяцев актеры и весь театральный коллектив жаждут работать. Первое, что все мы должны сделать, – это поразмышлять о будущем, подумать о том, почему это происходит, за что такое наказание человечеству. Надо пересмотреть свои дела, поступки, отношение к природе. Что касается профессии, то, безусловно, работать будем так же активно, как до этого. У нас лучшие труппы в Москве и вообще в России, у нас 14 народных, 15 заслуженных артистов, прекрасные актеры, дружный творческий коллектив. В плане у нас шесть спектаклей, поэтому дай бог поскорее закончится этот ужас, и мы приступим к нашей работе.
Марина Андрейкина
первый заместитель художественного руководителя – директора МХТ имени А. П. Чехова


Наш театр уже перенес спектакли, запланированные на март и апрель, на сентябрь. Формирование афиши на будущее напрямую связано с разрешением властей проводить публичные мероприятия. Мы готовы работать в июле, если нам дадут такую возможность. Но сейчас нет ответов на эти вопросы, все прежние планы сорваны. Одно мы знаем точно: наш театр очень ждет своих зрителей и сделает все, чтобы у них была возможность к нам приходить, и приходить как можно чаще. Мы получаем много откликов на нашу онлайн-активность, зрители тепло благодарят нас за нее, но все время пишут о том, как они скучают по живым спектаклям и мечтают вновь оказаться в нашем театре.
Валерий Яков
главный редактор журнала «Театрал»


Со времен Древнего Рима и Древней Греции театры проходили вместе со своей публикой самые суровые испытания. Эпидемии чумы, холеры, оспы и прочих страшных болезней выкашивали миллионы людей, и каждый раз казалось, что после таких трагедий будет не до зрелищ и развлечений. Но выжившим нужны были положительные эмоции, душевные силы, энергия мысли и сопереживания – и люди возвращались в театр. А театр расцветал с новой силой, становясь источником позитивной энергетики. После пандемии коронавируса театры в очередной раз переживут эпоху возрождения, переосмыслив и оценив с особой остротой свои взаимоотношения со зрителем. Пожалуй, впервые за последнее столетие театр так остро истосковался по своей аудитории, от которой был отлучен. И встреча будет восторженной. А перемены мы видим уже сейчас. Театры массово переходят к онлайн-трансляциям, осваивают новые формы общения со зрителем, новые форматы постановок, репетиций, читок... А актеры и режиссеры активизируют в своих аккаунтах прямые контакты, взаимодействие со зрителями, обращения к ним. Пандемия и карантин вынудили театр стать более многогранным, современным и открытым.

Читайте также