Форма поиска по сайту
Все материалы

10 новых и хороших российских сериалов

Последние несколько месяцев были щедры на отечественные проекты, за которыми как минимум интересно наблюдать. А как максимум – рекомендовать друзьям и близким. Рассказываем, какие из сериалов точно заслуживают времени и внимания.

«Беезумие»

Фото: «Кинопоиск HD»

Скринлайф-сериал «Кинопоиска HD». Режиссер – модный театрал и кинематографист Александр Молочников, автор удачных (большинство критиков, впрочем, возразит) «Мифов». В этом рождественском мюзикле наивный грек искал любовь в коварной Москве, а столичный бомонд на удивление смело играл мифы про самих себя. Сергей Безруков, к примеру, изображал актера, который уже все на свете сыграл, а Иван Ургант – человека, который не может не пошутить. В «Беезумии» происходит примерно все то же самое, но, увы, без любви и не с таким ослепительным созвездием в кадре. Зато все снова играют самих себя и не боятся иронизировать. Завязка: Молочников зовет друзей отрепетировать в домашнем режиме спектакль, с которым можно будет покорить публику сразу после карантина. Но текст бездарен, а актеры – Кристина Асмус, Евгений Стычкин, Аглая Тарасова, Максим Матвеев, Игорь Верник и другие – норовят использовать Zoom в неслужебных целях. Получается пока что не очень смешно, но градус безумия с каждым эпизодом растет.

«Безопасные связи»

Фото: Start

Проект Константина Богомолова для видеосервиса Start тоже не захватывает внимание с первых кадров, но в нем есть режиссерская находка. Героев – благополучных москвичей, изнывающих от безделья и заточения, – мы видим не только в окошках мессенджеров, но и через профессиональные камеры. И эти камеры всегда показывают их под некомфортным углом – то ли как при скрытой съемке, то ли как в порно, то ли как в холодных и злых фильмах Стивена Содерберга. Это визуальное решение превращает очередную мыльную оперу в трансляцию в духе «В мире животных»: герои, обсуждая свои страсти и комплексы, напоминают пауков в банке. И какими бы симпатичными ни были Александра Ребенок, Никита Ефремов, Любовь Аксенова и другие участники этого спектакля, их персонажи все равно будут отталкивать зрителей. На фоне всеобщего жизнерадостного и позитивного отношения к эпидемии в духе «Прорвемся!» этот плотоядный и мизантропический подход может найти своего зрителя даже притом, что первые серии смотрятся нелегко.

«СидЯдома»

Фото: Premier

Легкий и близкий к жизни реальных россиян скринлайф-ансамбль весны – это Александр Робак, Анна Котт, Гоша Куценко, Анна Михалкова, Борис Дергачев, Юлия Александрова и другие звезды ситкома «СидЯдома». Во-первых, это производственная комедия, что-то вроде «Офиса» на удаленке: герои, несмотря на карантин, продолжают работать в своей маленькой компании. Во-вторых, собравшиеся в кадре люди – не богема из «Беезумия» и не Садовое кольцо из «Безопасных связей», а обычные люди, небритые, небогатые и смешные. В-третьих, сценаристам, несмотря на то что съемки явно идут в авральном порядке, удалось выстроить связную историю на много эпизодов вперед: отношениям между героями есть куда развиваться. И в-четвертых, во второй серии будет эротический танец Анны Михалковой! Ну а в-пятых, есть робкая (от слова «Робак») надежда, что это новый «Гараж».

«Мир! Дружба! Жвачка!»

Фото: Premier

Сериал, ближе всех в России (впрочем, других желающих особо и не было) подобравшийся к званию местных «Очень странных дел». Только вот отечественным подросткам, чтобы погрузить зрителя в сладкую негу ностальгии, не пришлось лететь в 1980-е годы и воевать с пришельцами. Время действия – пресловутые лихие 1990-е; вместо демогоргона – братки в малиновых пиджаках; вместо старшего брата с модной прической – родственник, вернувшийся из Афганистана. Когда сериал впервые показывали в сентябре на телефестивале «Пилот», он еще назывался «Братством крыши», потому что у героев-подростков был штаб прямо под солнцем и высоко над страной. Солнце светило ярко, а вид сверху на страшные и грязные 1990-е обещал теплую ностальгию. Герои тут подобраны точь-в-точь как в «Оно»: смелая рыжеволосая девочка, мальчик с лирической челкой, добрый хулиган, трусливый ботаник, неутомимый на выдумки весельчак. Нынешнее же название обещает скорее дискотеку 1990-х, чем роман воспитания, но потенциал есть – посмотрим.

«Зулейха открывает глаза»

Фото: кинокомпания «Русское»

Сериал «Зулейха открывает глаза», судя по доступным эпизодам, воплощение изначального плана Гузель Яхиной снять кино, а не написать текст. История репрессий 1930-х, раскулачивания татарской деревни и ссылки крестьян в Сибирь становится ареной для построения и развития сложных характеров. Поэтому следить за самим сюжетом (пока что) не так интересно, как за героинями: мешает и надоевший предметный мир российских костюмных драм, и привычные ходы, и то, как сняты массовые сцены. Но актерские работы Чулпан Хаматовой и Юлии Пересильд зачаровывают: каждая из них совершает рывок к освобождению – но в направлениях, противоположных друг другу. За исследованием этих непохожих судеб действительно стоит понаблюдать.

«Алиса»

Фото: Medialab

Мини-сериал из пяти новелл. Истории связаны между собой, но сказать как – значит, предать блестящую идею. Достаточно знать, что все эпизоды, кроме последнего, можно смотреть в любом порядке – и удивляться кругозору и эмпатии компьютерной «Алисы» и ее операторов. Вот и печальная, и духоподъемная серия про женщину за рулем с Ириной Горбачевой. Вот маленький русский «Джокер» (как пошутили бы сами авторы: «Джокер» с AliExpess) с Никитой Кукушкиным в роли стендап-комика, который начинает сходить с ума от творческих неудач. Вот пародия на «Секретные материалы» с таксистом, заехавшим на кладбище. А вот трогательная драма про то, как ворчливый пенсионер-таксист выручил умную машину на автопилоте. Точнее, она его.

«Проект «Анна Николаевна»

Фото: «Кинопоиск HD»

Еще один комедийный кейс «Кинопоиска» – об изобретении полицейской-андроида. Испытания чудо-робота решают провести в маленьком городке подальше от Москвы. Моральному кодексу девушки позавидуют строители коммунизма, физической подготовке – Арнольд Шварценеггер из любого фильма с Арнольдом Шварценеггером, а меткости – снайпер Людмила Павличенко. Но еще Анна Николаевна запрограммирована служить людям, так что интрига сериала заключается даже не в детективных расследованиях (здесь все как в приличных процедурных драмах – легко, понятно и в меру интересно), а в том, кто кого перевоспитает – наша полиция умного робота или он ее. Самое сильное впечатление от первого эпизода – нечеловеческая игра Зои Бербер и комические ахи и вздохи Сергея Гармаша. Но сам сериал пока, прямо скажем, мутный – нужно посмотреть еще пару эпизодов, чтобы что-то прояснилось. Но время на это у нас, если верить выпускам новостей, есть.

«257 причин, чтобы жить»

Фото: Start

Сериал, который увлекает без оговорок. Эпизоды длятся всего по 20 минут; хороший юмор и легкая музыка помогают усваивать непростую историю про борьбу с раком; роли сидят на актерах как влитые, а каждому персонажу есть куда расти и зачем меняться – к этому же герои призывают и зрителей. Только что прошедшая химиотерапию Женя Короткова (Полина Максимова) сперва узнает, что у нее наступила долгожданная ремиссия. А потом – что этой новости не рад ни ее бойфренд, ни родная сестра, ни коллеги по работе, привыкшие видеть героиню жертвой. На помощь приходит старый дневник с 256 мечтами (257-я рождается в последний момент), которые Женя пообещала себе исполнить до смерти. Когда терять уже нечего, можно и осмелиться пожить в свое удовольствие, без психологических и социальных оков. Однажды героиня выходит на утреннюю пробежку – и начинается настоящий марафон желаний, неуклюжий, но жизнеутверждающий и веселый. А чтобы увлечь за собой зрителей, Женя не стесняется иногда ломать «четвертую стену» и обращаться к нам напрямую. И звать с собой – то на занятия спортом, то на авантюрные свидания. Всем, кто мечтает в очередной раз начать новую жизнь или взбодриться во время эпидемии, стоит прописать этот легкорастворимый и сладкий (хоть и порой горьковатый) сериал. В ролях, кроме Максимовой, Егор Корешков, Юлия Топольницкая, Анна Невская, Максим Лагашкин, Анастасия Попова, Сергей Годин и пока малоизвестные, но живые-преживые Дарья Руденок и Ася Громова. И пока что это заявка на лучший ТВ-ансамбль года.

«Последний министр»

Фото: «Кинопоиск HD»

Первый оригинальный сериал «Кинопоиска» – пижонский, экстравагантный и нескучный. Главный герой – чиновник-неудачник, назначенный на расстрельную должность министра перспективного планирования и развития социально-экономической политики России. Все ждут, что козел отпущения будет покорно щипать траву и блеять, но он, ко всеобщему удивлению, затевает вполне столыпинские реформы. Салтыков-щедринская ирония в сериале вдруг начинает соседствовать с чудачествами британского «Офиса» (сотрудники министерства – те еще кадры) и производственной романтикой телевизионных драм американца Аарона Соркина. Получается и странно, и цепляюще. В ролях Ян Цапник, Ольга Сутулова, Федор Лавров, Нелли Уварова и много других на редкость живых для нашего ТВ лиц.

«Колл-центр»

Фото: 1-2-3 Production

Радикальный проект Алексея Чупова и Натальи Меркуловой, взявший полгода назад приз за лучший сценарий на российском фестивале сериалов «Пилот», а после этого объехавший еще несколько зарубежных киносмотров. Его премьера, кажется, приурочена к марафону самоизоляции – потому что герои по сюжету тоже оказываются под арестом. Только не из-за коронавируса, без суда и следствия, и не поодиночке, а в офисе. Целый этаж бизнес-центра заминирован, восемь героев заперты внутри стеклянной клетки, выходы закрыты, а через динамики с узниками вдруг начинают говорить два террориста-психопата, представившиеся «мамой» и «папой». Голоса злодеев изменены компьютерной программой, так что никто не удивится, если в итоге ими окажутся сами Чупов и Меркулова, потому что замысел захватчиков явно совпадает с задачей сценаристов и режиссеров. Их цель – проверить современное общество на стрессоустойчивость, выявить коллективные травмы и выяснить, как самым разным россиянам живется вместе. Но, кроме социальных экспериментов, авторам интересен и жанр психологического триллера, так что сериал умеет и шокировать (тюремщики – беспринципные садисты), и припугнуть (офис вот-вот взорвется), и поставить зрителя в неудобное положение, заставив гадать: а как на месте заключенных поступили бы мы?

Москвитин Егор

Читайте также