Форма поиска по сайту
Все материалы

Будущее индустрий: каким будет кино после пандемии

«Что будет дальше?» – один из самых волнующих вопросов, ответ на который пытаются найти буквально все. Мы решили задать его руководителям разных культурных институций. Своими планами на будущее уже поделились театралы, теперь очередь за экспертами в области кино. Так что будет с индустрией после коронавируса? Полупустые кинотеатры, дефицит контента, новые жанры и дыры в бюджетах, которые уже не восполнить. Подробнее отвечают специалисты.

Ольга Зинякова
президент сети кинотеатров «Каро»
Во-первых, после окончания режима изоляции людям понадобится время, чтобы вернуться к привычному образу жизни. Не все сразу будут готовы к затратам на развлечения. Но учитывая, как долго мы все лишены живого общения и зрелищных мероприятий, к тому моменту, когда кинотеатры откроются, многие зрители достаточно быстро вернутся в кино (при наличии средств). Вторая сложность – это возникновение контентной пустоты. Крупные студии перенесли ожидаемые релизы на осень и более поздний период, а кинопроизводство так и вовсе сейчас заморожено по всему миру. Ближайшая крупная премьера – «Довод» Кристофера Нолана – в июле. Возможно, в графике появятся и какие-то российские фильмы, но это будет зависеть от решений продюсеров. Сейчас мы работаем над тем, чтобы сохранить контакт со зрителем: запустили доставку попкорна и другой продукции кинобара, проводим прямые эфиры с представителями индустрии, разработали онлайн-платформу «Каро.Арт Live» – навигатор в мире креативного контента. Так зрителям стали доступны онлайн-кинопоказы, встречи с мировыми кинематографистами, обсуждения картин в формате прямых трансляций, подкасты и многое другое.
Иван Кудрявцев
главный редактор телеканала Cinema
Потери мирового рынка кинотеатрального показа, по разным данным, составляют около 35 миллиардов долларов. То есть падение годовой выручки на 80 % минимум. Кинотеатры по всему миру пока закрыты, но, когда откроются, народ вряд ли ринется сразу покупать билеты, опасаясь заразиться. Да и людей вряд ли будут пускать в кинотеатры помногу. Упущенные за этот период деньги никогда не вернутся в производство, а это десятки замороженных флагманских проектов крупнейших студий. Поэтому нас ждет разрыв глобального производственного цикла и мировой дефицит контента. Крупнобюджетный блокбастер как еженедельное явление из нашей жизни точно уйдет. Это будет происходить в лучшем случае раз в полтора-два месяца, а то и раз в квартал. Но думаю, и рождение новых жанровых течений не заставит себя ждать, что-то на стыке между дешево и сердито. Как это было в 1980-е годы, когда, например, гонконгские боевики стали на время самым модным жанром экшен-кино. Появятся какие-то изобретательно придуманные комедии, будет много нестандартной и очень интересной драмы, особенно в сериальном сегменте. Продлится это года три. И это точно будет нескучное время, но и обороты будут другие. Индустрия выйдет в совершенно ином тонусе. Зато с обширным запасом креативных молодых мозгов. Наступает их время – время голодных и изобретательных кинематографистов.
Софья Квашилава
генеральный продюсер Okko Entertainment
Когда самоизоляция закончится, мы окажемся в мире с другим характером потребления. Люди переосмыслят подход к привычным активностям: спорту, покупкам, даже работе. То, что докажет удобство после ухода в онлайн, вероятно, останется существовать в таком формате и дальше. Когда нам вновь можно будет ходить в обычный кинотеатр, такая форма будет считаться выходом в свет и станет конкурировать скорее с походом в кафе и прогулкой по парку, чем с онлайн-кинотеатром. Мы предлагаем принципиально другой вид досуга: пользователь может сходить в кино один раз или купить фильм на Okko навсегда в HD-качестве за те же деньги и смотреть его с семьей или друзьями тогда, когда захочется. Еще вариант: за эту же сумму купить подписку и получить доступ к 25 тысячам фильмов, сериалов, театральных постановок и мультфильмов.

При этом собственные фильмы и сериалы – один из наших драйверов роста. За 2019 год просмотры российского контента выросли примерно на 80 %. И сейчас важно сочетать локальный контент и зарубежные эксклюзивы. В апреле у нас было сразу две громких премьеры, которые Okko Studios сняла в кратчайшие сроки: шоу «Нагиев на карантине» и скринлайф-сериал «Все вместе», полностью созданный удаленно. Оба этих проекта сейчас в топе по просмотрам.

Отдельно скажу про тенденцию уменьшения прокатных окон (тот период, который проходит фильм от показа в кинотеатре до появления на онлайн-платформах. – Прим. ред.). В период карантина она так и вовсе обрела форму онлайн-премьер – так, например, на Okko вышли «Тролли. Мировой тур» и «Эмма.». До этого мы показывали фильмы «Текст», «Большая поэзия» и «Холоп» с коротким прокатным окном. Думаю, этот тренд сохранится и в каких-то случаях премьеры могут сразу происходить онлайн. Это вряд ли случится в ближайшей перспективе, но приличные сборы вполне могут подтолкнуть рынок к этому.
Егор Москвитин
кинокритик
Кристофер Нолан, чей июльский «Довод» должен стать первым блокбастером после «чумы», призывает киностудии срочно оказать помощь кинотеатрам. В Британии всерьез планируют заменить массовку в будущих фильмах компьютерной графикой. Другой режиссер, Эдгар Райт, шутит, что прямо сейчас многие его коллеги наверняка нарушают режим самоизоляции и с помощью дронов снимают улицы опустевших городов; улики всех этих преступлений мы увидим в кино через пару лет. В России же все чаще звучит мнение, что национальная киноиндустрия откатится на десять лет назад, то есть во времена, когда «Елки» еще были невысокими и качались при малейшем порыве ветра. Китайский прокат в этом году недосчитается 4 миллиардов долларов – почти половины своих оборотов. В Америке летний сезон может сорваться вовсе. Зато в Швеции и в Тайване люди продолжают спокойно ходить в кино.

Из всех этих разрозненных новостей и прогнозов складывается ощущение, что грядет кризис, но никто не видит в нем конца света. Точно пострадают независимые прокатчики и однозальные кинотеатры. У первых будут проблемы с репертуаром из-за замерших съемок и отложенных фестивалей и кинорынков. Вторым не хватит зрителей. Гиганты в конечном счете станут еще сильнее. Основные киностудии в США входят в медиакомпании, у которых есть и свои телеканалы, и стриминг-платформы. Телевидение в Америке пострадало куда серьезнее, чем прокат. Только из-за отмены спортивных событий каналы потеряют в первом полугодии 12 миллиардов долларов, которые можно было бы заработать на рекламе. И эта сумма превышает годовой бокс-офис всех американских кинотеатров. Но в то же время растут стриминг-платформы – только Netflix добавил 15 миллионов подписчиков в первом квартале года. Поэтому одним из важных последствий пандемии может стать великое переселение контента. У каждой крупной медиакомпании появится план Б – протокол выживания без кинопроката и парков аттракционов. А малым игрокам придется прикладывать еще больше усилий, чтобы вытащить зрителей из дома. Многие надорвутся. Но немногие это заметят.

Читайте также