В рубрике «Самоизоляция» мы спрашиваем известных москвичей, чем они занимаются, пока в мире бушует эпидемия коронавируса. О своих переживаниях и планах на ближайшее время рассказывает актриса Яна Сексте.Сезон остановлен. Дела в театре Табакова так же, как во всех театрах, подозреваю, мира. Это, конечно, чрезвычайное положение для нас: мы привыкли работать без выходных, без праздников. Пауза – странное и необычное для нас состояние, к которому никто привыкать не намерен. Театр Олега Табакова делает все возможное, чтобы, как только снимут ограничения, немедленно начать работу. Причем не разминаясь и даже не с той точки, где нас прервали, а уже с новой. Сейчас мы репетируем новый спектакль. Он должен был выйти в этом сезоне.
Репетировать на удаленке удивительно. Нужно отрегулировать свои датчики, внутренне перестроиться. Как ни странно, этот формат принес свои открытия, какие-то сливки даже удалось собрать. Когда ты всегда видишь своего партнера крупным планом, видишь глаза, вдруг рождаются совершенно иные ходы, особенно в спектаклях уже идущих. Рождаются неожиданные реакции, оценки. Я вообще в любой ситуации пытаюсь найти плюсы. Здесь они очевидны, мы вряд ли получили бы такой опыт, не попади в ситуацию карантина.
Я смотрю трансляции тех спектаклей, на которые никогда не попаду. В начале карантина – постановки Большого. Смотрю все, что показывает Stage Russia, много чего, не буду все перечислять. Но вот те спектакли, которые идут, есть в репертуаре, я бы хотела посмотреть вживую. Театр все-таки отличается от всех других видов искусства именно тем, что все происходит здесь и сейчас, на глазах зрителей. Каждый спектакль уникален, передать это онлайн очень сложно. Правда, сейчас у нас огромная занятость в Школе Олега Табакова и времени на просмотры все меньше и меньше.
Свой день рождения я провела на карантине. Это было, как выяснилось, самое начало периода самоизоляции. Мне, наверное, проще: я не очень люблю отмечать, обычно это тихие посиделки с близкими людьми и друзьями. В этом году день рождения стал особенным. Муж мой сделал мне просто немыслимый подарок. Я готовилась к какой-то своей онлайн-тренировке, и муж вдруг начал включать Zoom, телевизор, я еще сказала: «Мить, ты помнишь, что у меня вот-вот начнется тренировка?» Он говорит: «Да, да, помню, конечно…» И вдруг на экране телевизора стали появляться мои однокурсники Алена Лаптева, Саша Фисенко, Оля Литвинова, Аня Чиповская (она не однокурсница, но очень близкий мой друг, как и Юля Снигирь и Саша Марин), Кристина Бабушкина, Леша Усольцев, Максим Матвеев. Даже сейчас рассказываю, и слезы подступают. Когда они стали появляться, один за другим, я уже все поняла и просто расплакалась. Разрыдалась. Это было так неожиданно, как Митя смог их всех собрать… Я не представляю, как Юле Снигирь можно было объяснить, как пользоваться Zoom. Это невозможно.
(Смеется.) Честно скажу: я вообще не помню подарка на день рождения, который бы меня так же сильно впечатлил. Самый лучший. Когда бы еще у меня был такой день рождения, если бы не карантин?
Я никогда не думала, что так много смогу работать за компьютером. Все время у нас идут конференции педагогов Школы Олега Табакова. К тому же я сейчас работаю индивидуально с четырьмя студентками: три с первого курса и одна девочка с третьего, это каждый день по полтора часа с каждой. Постоянно приходят самостоятельные работы студентов, их нужно посмотреть и оценить, прокомментировать, потом мы встречаемся с курсами, все обсуждаем. Но это так интересно! Впрочем, надеюсь, что это не станет привычкой, а уйдет в прошлое.
Взрослым изоляция дается сложнее, чем детям. Моя дочь Аня в выигрыше. Во-первых, она никогда столько мамы дома не видела. Я не кокетничаю, это правда. Я вышла репетировать, когда Ане было 29 дней, может, смогла бы и раньше, но сезон был закрыт… Я принадлежу сейчас всецело ей: даже когда сижу в закрытой комнате и работаю со студентами, она знает, что я дома, что мама рядом. А во-вторых, Ане хорошо даются занятия в формате онлайн. С этим нам очень повезло.
Я очень люблю сериалы и поэтому стараюсь их не смотреть. Легко подсаживаюсь и смотрю те, где много сезонов и уже все снято. Я настолько увлекающийся человек, что если следующего сезона придется ждать неделю, месяц или, не дай бог, год… Ну нет! Это невозможно совсем. На сериал мне нужно свободное время или возможность выспаться, потому что я буду смотреть, пока утро не наступит, без остановки. Посмотрели с Митей сериал, в создании которого приняла участие моя сестра, – «Лучше, чем люди». Меня потрясла работа Паулины Андреевой в этом проекте. Она очень сильная актриса, но тут делает даже больше. Читаю я обычно очень много. Но сейчас, в последний месяц, это все пьесы. Как-то в поисках материала для работы начала читать Шукшина и очнулась, когда прочла уже полкниги. Забыла, зачем открыла, как говорится. Просто наслаждалась.
Фото обложки: Tsvetkova Ekaterina/East News