В Белом зале Музея Москвы 17 июля открывается выставка «Москва. Великая пустота». Это 45 черно-белых панорамных видов Москвы, опустевшей во время периода самоизоляции, которые заснял фотожурналист, лауреат Пулитцеровской премии Сергей Пономарев. Накануне открытия экспозиции поговорили с Сергеем о карантине, о домах и памятниках как главных героях его картин и об архитектуре Москвы.– The New York Times, «Сноб», Paris Match, Stern, Le Figaro Magazine – в ваших фоторепортажах обычно главные герои – люди. Расскажите, как вы искали те самые кадры в совершенно безлюдной Москве?
– Да, фоторепортаж – это про то, что происходит в ареале человеческого обитания: что делает человек, как влияет на события в мире, на природу. Поэтому съемка пустого города – действительно новый для меня опыт, притом что мне много чего пришлось повидать и в горячих точках, и в зонах стихийных бедствий. Но на апокалипсис Москва весной-2020 точно не была похожа: просто пустой город без горожан, который живет своей собственной жизнью. И он хорош собой, интересен: на первый план выходят памятники и здания, и вот они ведут диалог между собой при помощи своих архитектурных форм. Пейзажная съемка столицы – это был своего рода челлендж для репортажного фотографа.
Сергей Пономарев. Фото: Александр Куликов
– И вы приняли вызов.
– Ну да, пришлось сделать крутой вираж. Я прилетел в Россию буквально за пару дней до того, как все закрылось, и у меня сразу начали сыпаться планы: проекты отменялись один за другим. Пришлось выкручиваться, перестраиваться, быстро придумать какой-то новый концепт и дальше работать на него. И вот результат – выставка «Москва. Великая пустота», моя рефлексия как художника, коллекция фотодокументов, свидетельство уникального периода в жизни столицы. И это правда ценные документы – ни утром 1 января, ни в майские праздники посреди бела дня не бывает такой пустоты в Москве.
– Как вы строили композицию?
– Смотрите, это узкая горизонталь, панорама 120 на 40. Я много экспериментировал: делил кадры на два, разделял по слоям, склеивал разные планы. Естественно, на выставке много видовых фотографий. Есть кадры, на которых сочетаются объекты в совершенно разных районах города – например, на Пречистенке и в «Москва-Сити». Я нашел много интересных точек в Москве. Так, мне очень понравился вид с храма Христа Спасителя. Оказывается, там есть смотровая площадка, я не знал об этом, и отличный вид открывается на все четыре стороны. Я там снимал несколько раз рано утром, на рассвете и вечером. Вообще, везде ходил ногами сам и залезал на высотные точки сам – все руками, без дронов. Очень много ходил по городу пешком.
Политехнический музей и Новая площадь. Фото: Сергей Пономарев
– Расскажите про процесс работы.
– Сначала я нашел форму воплощения, потом начал искать камеру. После этого стал ходить по городу по другим своим делам, просто носил камеру и, если попадал в подходящую точку, начинал пристреливаться: искать нужный ракурс, свет, выбирал время. Иногда нужно было поднять камеру повыше: с помощью шеста или в люльке. Приемов и лайфхаков куча. Самое главное – найти нужную точку.
– Что вас больше всего впечатлило?
– Ну, конечно, парки совершенно по-другому смотрятся: они ведь созданы для людей. Но в целом много всего в столице выглядит без горожан очень гармонично, как будто просто на паузе. Когда архитекторы создают новые формы, рисуют проекты домов будущего, они в визуализацию всегда добавляют людей. А я, наоборот, получается, всех людей со снимков убрал: когда исчезает все одушевленное, неодушевленное как будто оживает. В какой-то момент я заметил, что иду по безлюдной улице и замечаю детали, которых раньше в упор не видел. Стал обращать внимание на архитектуру, на формы, на линии, на свет, на тени: все это стало отчетливым, когда перестали отвлекать люди. Притом по фотографиям видно, что это никакая не катастрофа – просто опустевший город. Не вымерший.
Памятник Пушкину. Пушкинская площадь. Тверской бульвар. Фото: Сергей Пономарев
– Кого встречали на своем пути? Курьеров?
– Да, полицейских и курьеров.
– Сколько времени заняла работа?
– Около двух месяцев: я начал где-то в конце марта и к концу мая проект закончил.
– Рассказывают ли отобранные для экспозиции 45 работ какую-то одну историю?
– Работы на выставку отбирает куратор, мне посчастливилось сотрудничать с Линой Краснянской, которая раньше курировала фотоконкурс The Best of Russia и работала с ведущими российскими фотографами. «Великая пустота» – выставка о диалоге, который ведет между собой архитектура, о Москве, созданной руками человека, но подчиненной не только силе его мысли, но и обстоятельствам развития общества, которое коронавирус временно поставил на паузу. Все здания будто разговаривают: вот повторяется материал отделки, а здесь одинаковые декоративные элементы, а вот эти дома совсем из разных эпох, а стоят рядом. Такая архитектурная перекличка.
– А какой район Москвы ваш самый любимый?
– Триумфальная площадь, Тверская, Лесная улица – я и сам обитаю в тех краях. А если старый город, то Замоскворечье и Таганка.
Выставка «Москва. Великая пустота»
17 июля – 23 августа
Музей Москвы
Зубовский б-р, 2
Билеты: 200 рублей, купить можно здесь
Обложка: Вид на Balchug Residence и здание Университета имени А. Н. Косыгина. Фото: Сергей Пономарев
Бурова Мария