В прокат выходит фильм «Мавританец», основанный на мемуарах узника Гуантанамо. Литературный критик и шеф-редактор Storytel Константин Мильчин сначала прочитал книгу, по которой снята картина, потом посмотрел экранизацию и сравнил их.
Бездушные машины
Фильм про столкновение нескольких машин. С одной стороны, машина американского государства — ее представляет прокурор, которого играет Бенедикт Камбербэтч (английский актер потрясающе изображает американский южный акцент, поэтому фильм можно смотреть на английском с субтитрами). Эта структура должна во что бы то ни стало приговорить человека к смертной казни — так устроено возмездие. С другой стороны, американская правозащитная машина, борющаяся за права людей (не ради них, а ради принципа). Обе по-своему бездушны. Есть и третья — американские спецслужбы, которым важно любыми средствами получить от задержанных людей признание, не важно, виновны те или нет. Их будут пытать и в конце концов добьются своего.
Видео: Megogo Distribution/YouTube
Маленький человек
Главный герой Мохаммед ульд Слахи, мавританский инженер, который был в лагерях запрещенной в России организации «Аль-Каида», — маленький человек. В 1990–1992 годах эта организация была союзником США — пока она воевала с Советским Союзом, она им нравилась.
Слахи провел в заключении 13 лет, ему так и не предъявили обвинение, но его пытали. Для того, кто никого не убил, это жестокое наказание. Интересно, что степень виновности героя долгое время остается непонятна, ведь важно, чтобы в фильме работали механизмы всех трех машин.
Книга или фильм?
Нужно понимать, что фильм имеет прямое отношение к книге, но это не экранизация. Книга — автобиография, рассказ о страданиях мавританского инженера Мохаммеда. Он был кузеном террориста «Аль-Каиды» и пострадал за это. Виновен он или нет, но 13 лет в тюрьме — очень много. Во многих странах убийцы сидят меньше, а в его вине даже американское правительство не было уверено.
Фото: Megogo Distribution
Фильм — во многом типичная голливудская юридическая драма с прокурором и адвокатом, и у каждого из них свои терзания. Военный прокурор — глубоко верующий человек. Адвокат — фанатик законности, как он ее понимает. Фильм снят не по книге, а по ее послесловию, где дается другой взгляд на события из жизни ульд Слахи и история его попыток освободиться из Гуантанамо. Книга не лучше и не хуже, она другая. Если брать весь фильм, то книга — 40 % от фильма.
Текст: The City