Видео: Art Gallery of NSW/YouTube
Пионер видео-арта. В 1965 Sony выпустила Portapak — первую портативную видеокамеру. Пайк приобрел ее и начал экспериментировать со съемками. Так родилось первое мокьюментари — художник заснял визит папы римского, а вечером, сидя в кафе, озвучил его.Видео: Dueci/YouTube
«Король поп-арта», как и Нам Джун Пайк, тоже получил камеру Sony, но распорядился ей иначе: просто повесил ее при входе в легендарную «Фабрику» — арт-студию, где встречалась творческая элита Нью-Йорка: писатели, художники, музыканты.Видео: The Museum of Contemporary Art/YouTube
Главные темы творчества Рослер — злободневный в 1960–1970-х и актуальный по сей день вопрос места женщины в обществе. В основе ее видеоработы Semiotics of the Kitchen лежит история Джулии Чайлд — телеведущей, которая до самой смерти вела кулинарное шоу на американском телевидении. Она пропагандировала образ идеальной домохозяйки, что осуждали и высмеивали феминистки. В Semiotics of the Kitchen Рослер предстает ведущей, внятно и громко проговаривает названия предметов кухонного интерьера, в строгом алфавитном порядке, с каждой минутой делая это все агрессивнее.Видео: Maris Muhk/YouTube
Концептуалист Брюс Науман при помощи видео-арта конструировал интерактивные пространства, исследовал выразительные возможности своего тела, размышлял о сложной природе художника. В ранних работах конца 1960-х он снимал себя в арт-студии. Художник обливался краской и стирал ее с себя, прижимался к стенам, танцевал по периметру мастерской и многократно повторял разные движения. Результат производит эффект на зрителя — заставляет его концентрироваться на изображении так же, как художник — на своих действиях. В 1980-х Науман перестает снимать только себя: в Violent Incident мужчина предлагает женщине сесть, но, когда она пытается это сделать, отодвигает стул, и она падает. Это перетекает в ссору с криками и дракой. Затем эта же сцена разыгрывается снова, но актеры меняются ролями.Видео: Icarus Films/YouTube
Работы тандема двух швейцарских художников полны юмора и детской непосредственности. Фишли и Вайс помогают по-новому взглянуть на повседневность с конца 1970-х годов. Например, в их ранней работе The Way Things Go запечатлена цепная реакция случайных объектов — один приводит в движение другой.Читайте также