Мы уже попытались угадать, кто же получит «Оскары» на грядущей церемонии. Теперь кинообозреватель Алина Кузьо изучает, как в мире отнеслись к номинантам и почему, несмотря на инклюзивность, у многих вновь возникли вопросы и претензии к Американской киноакадемии.После вручения любой премии кто-то останется недоволен, это нормально. Если ты проиграл, чего радоваться? Но из-за того, что «Оскар» так отчаянно стремится быть объективным и универсальным, недовольство Американской киноакадемией, вручающей премии, не стихает.
Академики пытаются угодить публике разными способами: обновляют состав участников, вносят коррективы в регламенты, прислушиваются к любой критике, считая это лучшим способом быть на волне, нравиться всем и, конечно, поддерживать высокие рейтинги. Но недовольство с каждым годом растет — в отличие от рейтингов. Почему так происходит?
Лауреатов «Оскара» определяют довольно большим количеством голосов. Кому вручить «Золотой глобус», решают 87 человек. Членов жюри Берлинского, Венецианского и Каннского фестивалей можно пересчитать по пальцам двух рук. Кто возьмет «Оскар» — решает Киноакадемия в составе 9 921 члена. То есть фильмы-лауреаты лучше остальных чисто статистически — за них проголосовали сотни профессионалов индустрии, а не трое против двух. И хотя статистика — вещь хорошая, но она смотрит в прошлое, а не в будущее. Именно поэтому «Оскару» приходится догонять кинопроцесс, тогда как Канны с их субъективностью, авторитаризмом, элитарностью и голосованием меньшинства двигают кино вперед, пусть и под бубнеж вечно несогласных критиков.
Так, хоть Киноакадемия и старается подстроиться под общественные настроения и вкусы, кто-то всегда остается недоволен. В 2016 году появился хештег #OscarsSoWhite, который теперь практически каждый год обновляется. Тогда сэр Майкл Кейн высказал непопулярное мнение, что премии нужно просто дождаться, продолжая работать, ведь нельзя номинировать актера просто потому, что он чернокожий. А Морган Фримен добавил, что бороться стоит не за то, чтобы черных актеров номинировали, а за то, чтобы менялась ситуация в индустрии, ведь награды — лишь следствие.
Видео: Три билборда на границе Эббинга, Миссури/20th Century Studios Russia/YouTube
В 2018-м Фрэнсис МакДорманд, получая статуэтку за роль в фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», ввела термин, который вошел в обиход и обозначил важное явление в индустрии последних лет, — инклюзивный райдер. В этом году сама Киноакадемия постаралась соблюсти правила инклюзивности: на «Оскар» номинировали представителей разных этнических групп, главная фаворитка ключевых категорий — китаянка, впервые приз за главную мужскую роль может получить мусульманин, а за главную женскую — кореянка.
Но недовольных опять немало — причем на этот раз не только из-за отсутствия кого-то в претендентах, но и из-за того, что кто-то в эти списки номинантов все-таки попал. Недовольны актеры, режиссеры, фанаты, критики и даже целые правительства. И если благодарности у всех примерно одинаковые, то придется разобраться с тем, что, по мнению будущих зрителей и участников, с грядущим «Оскаром» не так.
(Не)гордость Китая
Инклюзивностью может остаться недовольно целое государство. Речь о Китае. Это недовольство связано с победной поступью Хлои Чжао и ее «Земли кочевников», а проявилось оно еще после победы режиссерки на «Золотом глобусе».
Сначала заголовки китайских изданий пестрили фразами «гордость Китая», но цензурные комитеты не дремлют: они нашли высказывания Чжао, которые она сделала больше семи лет назад. В интернет-архивах сохранился текст с сайта Filmmaker о тогда еще недавней дебютантке, которая рассказала, что берется за непростые темы в кино потому же, почему взялась изучать политику — так как выросла в Китае, «где все вокруг лгут». Сейчас в СМИ немало споров о точности приведенной в издании цитаты, но, так или иначе, этой фразы властям Китая хватило, чтобы подчистить восторженные поздравительные заголовки в медиа и хештеги о триумфе «Земли кочевников» в соцсетях.
Видео: Земля кочевников/20th Century Studios Russia/YouTube
Многие СМИ также говорят о том, что китайский релиз фильма Чжао могут отменить, но об этом нет официальных заявлений, а эксперты из Китая утверждают, что «Земля кочевников» слишком нишевый и малопонятный для широкой китайской аудитории фильм, чтобы убирать его релиз — мол, ленту и так мало кто посмотрит. А вот прямая трансляция «Оскара» в Поднебесной теперь под большим вопросом. Последние два года церемонию показывали в прямом эфире на сайте 1905.com, но в этом она, скорее всего, дойдет до китайцев лишь в урезанной версии.
Причина тому, кстати, не только в фигуре Чжоу, но и в норвежской документальной короткометражке «Не разделяться» Андерса Хаммера, посвященной протестам в Гонконге. Хаммер считает, что поправки в закон против экстрадиции — одно из самых важных политических событий в мире в 2019 году и что Гонконг испытывает серьезные проблемы с демократией.
Очевидно, что такие взгляды скандинавских кинематографистов и пристальное внимание Американской киноакадемии к таким фильмам Китаю не нравятся. И хотя правительство пока не делало официальных заявлений, прогнозы Bloomberg об отмене прямой трансляции «Оскара» в Китае, которые подхватили Deadline и другие СМИ, кажутся вполне верными.
Пуритане в здании
В конце февраля индустрию всколыхнуло заявление одного из академиков: 80-летний режиссер Кит Мэрилл написал, что как христианин, у которого восемь детей и 39 внуков, не станет смотреть фильм «Никогда, редко, иногда, всегда» Элизы Хиттман. Лента рассказывает историю 17-летней девушки, которая вынуждена поехать в другой штат, чтобы сделать аборт. Мэрилл заявил, что он и еще 75 миллионов человек выступают против абортов и что нет ничего героического в матери, которая хочет убить нерожденного ребенка. Позднее он в подробном письме рассказал, по каким критериям отбирает фильмы, и добавил, что в его отказной список попал не только фильм Хиттман — он не смотрит любые ленты, в которых есть секс или насилие. А аборт, по его мнению, настоящее преступление.
Видео: Никогда, редко, иногда, всегда/Universal Pictures Russia/YouTube
Оскаровские регламенты не обязывают членов Академии смотреть все четыре сотни фильмов, претендующих на награды, но подход Мэрилла все равно вызвал много вопросов — например, почему в фильме Хиттман должно быть что-то героическое? Или как можно понять авторскую позицию по одному лишь синопсису, не посмотрев сам фильм? Мнение Мэрилла будто отзеркалило то, что так часто происходит в соцсетях: людям оказывается достаточно слухов, чтобы не просто бойкотировать картины, но и призывать к бойкоту каждого встречного.
В итоге «Никогда, редко, иногда, всегда» не попал ни в одну оскаровскую номинацию. Конечно, виной тому не один Мэрилл, но флер его высказываний остался. А то, что в этом году номинантов в главной категории всего восемь, будто закрепило в воздухе невидимый вопрос: может быть, в минувшем году все же был еще один важный фильм, который вполне мог дополнить список?
Отсутствие номинаций у фильма Хиттман включили в свои списки главных разочарований грядущего «Оскара» многие издания и критики, а хештег #OscarsSoPuritanical, появившийся в феврале, остался актуальным. Но, как написали журналисты Rolling Stone, «Оскар» есть «Оскар» — Академия не обязана вручать статуэтки всем инди-хитам.
А такой ли белый «Оскар»?
После объявления номинантов журналисты вспомнили и классический хештег — #OscarsSoWhite — и заявили, что таким, слишком белым, он и остается. Причина в том, что фильмы «Пятеро одной крови» Спайка Ли и «Одна ночь в Майами» Реджины Кинг не попали в основные категории.
По поводу выбывания фильма Ли из оскаровской гонки сначала развернулась целая кампания в Twitter, в которой ярким пятном стал твит режиссера Барри Дженкинса («Лунный свет», «Если Бил-стрит могла бы заговорить»), где он выложил фотографию актера Делроя Линдо с «Оскаром». А в официальном аккаунте Спайка Ли запустили распродажу постеров к фильму под девизом «We Wuz Robbed (Again!)». Хотя эта история выглядит спорной, о чем пишут и под постами Спайка Ли. Да, «Пятеро одной крови» не получила главных номинаций, но драму «Иуда и черный мессия» о члене банды «Черные пантеры» Фреде Хэмптоне выдвинули в шести категориях, включая «Лучший фильм» — то есть всю продюсерскую группу ленты, которая, кстати, состоит из афроамериканцев.
В актерских номинациях грядущего «Оскара» — шесть чернокожих актеров и актрис: Дэниэл Калуя, Виола Дэвис, Андра Дэй, Лакит Стэнфилд, Лесли Одом — младший и Чедвик Боузман. Но некоторые издания все же оценили разнообразие, или дайверсити, грядущей церемонии — например, репортеры BBC в аналитическом материале отметили, что в этом году самые разнообразные номинанты на «Оскар». Помимо чернокожих актеров, на награды Американской киноакадемии претендуют китайцы и корейцы. Первый в истории «Оскара» выходец из Пакистана Риз Ахмед — еще и первый мусульманин, получивший номинацию за главную роль. Так что непопадание ленты Спайка Ли в итоговый список, очевидно, не связано с чьим-то расизмом, просто на этот раз Спайк Ли снял не то кино, которое смогло пройти дальше шорт-листа. Такое случается.
Видео: Иуда и черный мессия/Warner Bros. Pictures/YouTube
Не так просто ответить на еще один вопрос, тревожащий американские СМИ, — почему Дэниэл Калуя и Лакит Стэнфилд, сыгравшие в драме «Иуда и черный мессия», оба получили номинации за роли второго плана, когда одна из них очевидно главная? Журналист Vox попытался разгадать систему (ведь Академия не рассказывает о ходе голосования) и пришел к выводу, что голоса академиков за Калую и Стэнфилда просто разделились между категориями, и поэтому они оба попали в одну номинацию. Никакого сговора, просто выигрышный дуэт сам сработал против себя. Но такое уже бывало: Кейси Аффлек получил номинацию за роль второго плана в фильме «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», хотя у него было больше экранного времени, чем у Брэда Питта, а Форест Уитакер — номинацию за главную роль в фильме «Последний король Шотландии» с меньшим экранным временем, чем у Джеймса МакЭвоя.
Обделенные сценаристы
И последнее, что сильно возмутило кинообщественность, — отсутствие Аарона Соркина в категории «Лучший режиссер» и Джека Финчера в сценарной номинации.
Соркин давно считается одним из лучших сценаристов Голливуда, «Суд над чикагской семеркой» — его режиссерский дебют, снятый для Netflix. Этот ритмичный и бодрый фильм рассказал об одном из самых одиозных судебных процессов в американской политической и юридической истории. Как всегда бывает в фильмах по сценариям Соркина, он испещрен пулеметными очередями диалогов. В нем ярчайший актерский состав, который, кстати, представлен в соответствующих номинациях. То, что у Соркина нет номинации за режиссуру, кому-то кажется несправедливостью. Но стоит сначала задаться вопросом — стал ли «Суд над чикагской семеркой» торжеством режиссуры? Видимо, он возник и у внушительного числа академиков.
Видео: Манк/Netflix Russia/YouTube
«Манк» — вторая коллективная обида за сценариста. Причем сам фильм Финчера рассказывает о реальном сценаристе Германе Манкевиче и его непростом пути к «Оскару». Также снятая для Netflix, черно-белая картина получила рекордные для этого года десять номинаций, среди которых есть и «Лучший фильм», и «Лучший режиссер». Но некоторым обозревателям кажется, что посмертное награждение Джека Финчера стало бы хорошим жестом. Кажется, что здесь произошла ситуация, обратная соркинской: Академия оценила непривычного Финчера, его синефильское признание в любви, сделанное в стиле традиционного кино, но для стриминга. А вот адаптированный из реальной истории сценарий вполне мог не так глубоко впечатлить членов жюри.
Бонус
Ну и немного приятного — как отреагировали сами номинанты на возможность побороться за статуэтки.
Аманда Сайфред (номинация «Лучшая женская роль второго плана» за фильм «Манк»):
«Работа с Дэвидом Финчером над „Манком“ стала высшей точкой моей карьеры, и то, что Академия признала этот опыт, радует меня настолько сильно, что все это кажется чем-то нереальным. Я не смогу достаточным образом отблагодарить Дэвида за то, что он доверил мне эту роль и возможность представить миру Мэрион Дэвис. Получить шанс узнать эту блестящую и скромную женщину и помочь восстановить ее наследие — настоящая привилегия».
Гленн Клоуз (номинация «Лучшая женская роль второго плана» за фильм «Элегия Хиллбилли»):
«Я посвящаю эту номинацию всем бабушкам мира, которые сражаются за то, чтобы жизнь их внуков стала лучше».
Юн Ё-джон (номинация «Лучшая женская роль второго плана» за фильм «Минари»):
«Никогда даже в мечтах я не представляла, что корейская актриса может получить номинацию на „Оскар“, и я не могу поверить, что ее получила я! Я поражена этой честью. Мы снимали этот фильм с любовью, и я благодарна за то, что эта любовь возвращается».
Гари Олдман (номинация «Лучшая мужская роль» за фильм «Манк»):
«После такого непросто пандемийного года это утешение — знать, что мы смогли сохранить традиции. А в нашей индустрии нет ничего более традиционного, чем награда Киноакадемии — она посылает знак надежды, что мы выберемся. „Оскар“ — знак того, что нормальность еще существует. Для меня это третья номинация, и я горжусь быть рядом с такими замечательными артистами».
Томас Винтерберг (номинация «Лучший режиссер» за фильм «Еще по одной»):
«Это чудесные новости. Огромное спасибо Академии и поздравления моим друзьям по номинации: это честь быть в вашей компании. Я снял несколько фильмов за прошедшие годы, но ни один из них не значил для меня так много, как этот. Во время такого долгого путешествия важно быть окруженным отличными партнерами, которые будут еще и друзьями. Мои актеры, Мадс, мой сосценарист Тобиас, мои продюсеры из Zentropa и таланты, которые остались за кулисами, — все они были в этом путешествии со мной и сделали все, что могли. Спасибо из Дании!»
Мария Бакалова (номинация «Лучшая женская роль второго плана» за фильм «Борат 2»):
«Wow Wa We Waa! Спасибо Академии за такую честь! Я правда не могу поверить: услышать свое имя в компании таких значимых женщин и их поражающих воображение работ — мечта стала реальностью! Я благодарна Саше Барону Коэну и своей „Борат“-семье и поздравляю их с номинацией за адаптированный сценарий».
Текст: Алина Кузьо специально для The City
Фото: Getty Images