Главный приз 96-й церемонии «Оскар» получил «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. А наш кинокритик составил собственный рейтинг всех 10 картин, номинированных в главной категории, в порядке возрастания восторга. На каком месте «Барби»? А где «Бедные-несчастные»?
10 место: «Маэстро»
Режиссер: Брэдли Купер
Лощённый и передержанный байопик про выдающегося американского композитора Леонарда Бернстайна пострадал от чрезмерного желания Брэдли Купера угодить всем и сразу. Его второй режиссёрский проект с ним же в главной роли – кино, словно бы заточенное под награды: все стараются, но как-то без души. Смотрится «Маэстро» ровно так же: кино очень красивое, актёры – молодцы, но за сюжетом следишь без особого интереса.
9 место: «Анатомия падения»
Режиссер: Жюстин Трие
Французская судебная драма Жюстин Трие, победившая на Каннском кинофестивале, — это два с половиной часа разбирательств, убила ли успешная писательница Сандра Войтер своего мужа или тот сам случайно выпал из окна. Новых границ жанра «Анатомия падения» не открывает, зато предлагает весьма свежий и нестандартный взгляд на кризис института брака. Талант Сандры Хюллер, сыгравшей тут писательницу, наконец-то отметили персональной номинацией на «Оскар».
8 место: «Американское чтиво»
Режиссер: Корд Джефферсон
Режиссёрский дебют одарённого сценариста Корда Джефферсона подкупает в первую очередь солидной литературной основой. «Американское чтиво» — это экранизация романа Персивала Эверетта, в котором остроумный чернокожий профессор Телониус Эллисон в качестве ироничного эксперимента пишет книгу со всевозможными стереотипами о чернокожем населении США и внезапно становится самым популярным писателем страны. Первоклассная сатира и прекрасная роль Джеффри Райта.
7 место: «Прошлые жизни»
Режиссер: Селин Сон
Самая чувственная и красивая история любви 2023 года показана в дебюте Селин Сон, основанном на её личном опыте. Пути двух лучших друзей детства разошлись, когда Нора вместе с семьёй иммигрировала в Канаду, оставив свою первую любовь на родине в Корее. Но спустя много лет их судьбы снова пересекутся – сначала в интернете, а затем уже и в реальной жизни. Кино, в котором ловко сочетаются западная открытость и восточная мудрость, стало главным хитом студии А24 за прошлый год.
6 место: «Оппенгеймер»
Режиссер: Кристофер Нолан
Монолитный байопик про создателя первой атомной бомбы Роберта Оппенгеймера вот-вот станет большим триумфатором грядущей церемонии «Оскар». Кристофер Нолан давно шёл к таком успеху и наконец его заслуги оценят по достоинству, хоть и не за лучший фильм в его карьере. «Оппенгеймер» — кино большое, холодное, страшное и в техническом плане практически безупречное. Одна интрига: станет ли Киллиан Мёрфи – актёром года?
5 место: «Барби»
Режиссер: Грета Гервиг
Розовая фантазия Греты Гервиг возмутила и поразила умы миллионов. «Барби» вызвала больше споров, чем её главный соперник в мировом прокате «Оппенгеймер», но это не единственное, в чём остроумная сказка про эмансипацию обошла громоздкий портрет «разрушителя миров». В пластиковом мире попросту больше жизни, эмоций, оригинальности в повествовании и самоиронии. Больше простора, чтобы удивить зрителя. Зачем меряться с кем-то амбициями, если можно просто мыслить нестандартно и тем самым побеждать?
4 место: «Бедные-несчастные»
Режиссер: Йоргос Лантимос
Экспрессионистская одиссея Йоргоса Лантимоса будоражит воображение по многим параметрам. Во-первых, конечно же, за счёт истории: безумный учёный оживляет беременную утопленницу, пересадив ей в голову мозг её же ребёнка. Создание, именуемое Беллой, затем отправляется путешествовать по миру, познаёт его сложность и меняется в конце концов до неузнаваемости. Во-вторых, мир этот населён сплошь удивительными личностями и визуально уникален благодаря головокружительной работе с декорациями, спецэффектами, костюмами, реквизитом и камерой. В-третьих, Эмма Стоун своей самоотверженной игрой здесь играючи расширяет горизонты собственного актёрского мастерства.
3 место: «Убийцы цветочной луны»
Режиссер: Мартин Скорсезе
Американская трагедия в виде монументального исторического портрета страны, индейской общины и людей, чья кровь отравлена жадностью. Величественное кино, которое мог снять только Мартин Скорсезе, с двумя выдающимися актёрскими ролями – не номинированного в итоге Леонардо ДиКаприо, сыгравшего непутёвого реднека, и вероятной победительницы «Оскара» Лили Гладстоун в образе его бедной жены.
2 место: «Зона интересов»
Режиссер: Джонатан Глейзер
Самое тяжёлое, но при этом невероятно важное кино года с концептуально новой перспективой на общеизвестную трагедию. Наблюдение за жизнью семьи коменданта концлагеря, снятое словно бы скрытыми камерами. Обычный быт обычной немецкой семьи: полить цветы, посидеть на крыльце, посадить виноградник вдоль стены, которая разделяет их участок с территорией Освенцима, откуда постоянно доносятся душераздирающие крики. Четыре номинации на «Оскар», одна из которых у Глейзера в кармане – за лучший международный фильм.
1 место: «Оставленные»
Режиссер: Александр Пэйн
Если вы завершите марафон номинантов на «Оскар» в порядке нашего списка, то будете сполна вознаграждены и за то, что скучали на «Маэстро», и за разбитое сердце после «Прошлых жизней», и за тяжёлое послевкусие «Зоны интересов». Ибо «Оставленные» — целебное, магическое кино, после которого на душе становится тепло и все тревоги снимает как рукой. Три совершенно не похожих друг на друга человека – сварливый профессор, одинокая кухарка и бунтующий студент – вынуждены вместе коротать рождественские каникулы в стенах элитной академии. Целый кинороман в уютной обложке старого американского фильма эпохи «Нового Голливуда».
Автор: Вадим БогдановФото: «Оппенгеймер»