Форма поиска по сайту
Все материалы

Кто, если не я: молодые российские актеры, ушедшие в режиссуру

кино

14 апреля, 2021

На этой неделе в прокат вышли два фильма, снятых популярными российскими актерами: «Чернобыль» Данилы Козловского и Sheena667 Григория Добрыгина. Рассказываем об этих и других режиссерских экспериментах молодых и успешных артистов.

Чтобы начать снимать кино, не обязательно иметь за спиной режиссерский факультет и съемочный бэкграунд. Более того, некоторые постановщики сознательно занимаются актерской работой или заканчивают исполнительские факультеты, предполагая, что в будущем это поможет им лучше ориентироваться на съемочной площадке. Случаются и обратные ситуации, когда кто-то из артистов так очаровывается кинопроцессом и настолько (по крайней мере по его/ее собственному мнению) начинает этот процесс понимать изнутри, что переходит на новый уровень создания фильма. Так или иначе, что в зарубежном кино, что в российском, все чаще молодые актеры переходят на другую сторону камеры.

Данила Козловский

«Тренер», «Чернобыль»

Central Partnership

«Чернобыль» — вторая режиссерская работа Козловского. Первый его фильм «Тренер» вышел в 2018-м и оказался неплохой, но достаточно бесхребетной спортивной драмой: мотивирующая история о том, как важно верить в себя и в победу. Сам Козловский сыграл в фильме главную роль — футболиста, который сначала ломает собственную карьеру, а затем идет тренировать провинциальный клуб.

«Чернобыль», казалось бы, говорит о совершенно других вещах, и основная его составляющая не во внутреннем конфликте, а во внешней трагедии, от которой не спрятаться. Но Козловский рассказывает историю не об исторических и социальных предпосылках или последствиях аварии на Чернобыльской АЭС, а фокусируется на личной драме. Главную роль он снова исполнил сам, а фильм вновь оказался приятным, но несколько безликим. Манера съемки режиссера Козловского далеко не так узнаваема, как лицо Козловского-актера.

Сейчас в производстве «Карамора», третий его фильм. Зрителей ждет фэнтези, действие которого происходит в предреволюционной России. В главной роли, конечно же, вновь сам режиссер, другие роли достались Ольге Зуевой, Филиппу Янковскому, Никите Кукушкину, в роли Владимира Маяковского предстанет вокалист группы Short Paris Николай Комягин. Любопытно, что изначально проект задумывался как сериал, пилотный эпизод для которого снял Илья Найшуллер.

Григорий Добрыгин

Sheena667

East News

Полнометражный дебют актера Григория Добрыгина («Как я провел этим летом», «Территория») долго добирался до широкого зрителя — его планировали выпустить в прошлом марте, но по понятным причинам не получилось. Кстати, еще до пандемии фильм успели показать на «Кинотавре» и Роттердамском фестивале. Сегодня добрыгинская Sheena667 встраивается в один ряд с якутским «Китобоем» Филиппа Юрьева и сериалом Happy End Евгения Сангаджиева. Все эти работы так или иначе говорят о вебкаме и о том, как это явление отражается на жизни случайных и постоянных его зрителей и тех, кто сам оказался перед камерой.

Главный герой Sheena667 — женатый автомеханик Вадим из провинциального Вышнего Волочка. У него с супругой есть планы на будущее, которые резко меняются, когда мужчина случайно заходит в порночат и знакомится с девушкой из США. На ней бикини, она манит и чарует, Вадиму начинает грезится новое счастье, и он совсем забывает, что виртуальная реальность все-таки совсем не равна реальной жизни.

Добрыгинская Sheena667 — авторское кино. Пока непонятно, сможет ли он сохранить найденный режиссерский стиль в будущем (судя по прошлым короткометражкам, шансы велики), но сейчас его кино говорит на языке, понятном и критику, и рядовому зрителю. Хочется надеяться, что путь на экраны его следующих фильмов будет быстрее.

Евгений Сангаджиев

Happy End Актер «Гоголь-Центра» Сангаджиев, как и многие, стартовал с короткометражек: снял «Гармонию» об удивительной традиции играть на воображаемой гитаре, которая процветает в западных странах, с Сашей Горчилиным в главной роли. Затем — «Есть город золотой» по сценарию Паулины Андреевой, и спортивную драму со Стасей Милославской «Ульяна» — фильм, который по настроению кажется близким родственником «На острие».

Сейчас Сангаджиев выпускает сериал для сервиса more.tv — шоу, как мы упомянули выше, про вебкам. Happy End радует, с одной стороны, сочетанием откровенности с чувством меры (насколько можно судить по вышедшим сериям), с другой — кастинговыми и визуальными решениями, тем, как он работает с рекурсией происходящего: периодически зритель сериала будто сам подключается к вебчату. А еще добавьте к этому гибкую интонацию. В общем, из актера Евгения Сангаджиева вышел, кажется, отличный постановщик, который хоть и указывает в титрах только фамилию, но себя в список многообещающих российских режиссеров уверенно вписал.

Ольга Зуева

«На районе»

Марс Медиа

Сначала модель и актриса, а теперь сценаристка и постановщица, Ольга Зуева представила свой режиссерской дебют в 2018 году — это была драма про гопников из Владивостока «На районе». Главные роли исполнили Данила Козловский (хотя до его ухода в режиссуру было довольно сложно найти фильм без Козловского) и Илья Маланин.

Фильм представил ретроспективный взгляд самой Зуевой. Она, как и ее герои, родилась во Владивостоке, но благодаря модельной карьере ей удалось перебраться на Запад и построить там успешную карьеру. В своем фильме она будто оглянулась назад, чтобы сделать какие-то выводы, что не слишком получилось: Владивосток в картине совместил атрибуты нулевых — глянцевую картинку и истории про гопников, но свежего взгляда не показал.

Но, может быть, Зуевой еще удастся обрести собственный почерк — в разработке задержался ее сериал «Официально красивые» о девочках-подростках, которые становятся моделями и уезжают прочь из родных городов. В этом сюжете автобиографических элементов гораздо больше, и модельный бизнес, в котором Зуева провела полжизни, может оказаться для нее более насыщенным источником вдохновения, чем гопники на районе, пусть и мечтающих с этого района свалить.

Александр Горчилин

«Кислота», «#КомуНаРусиЖитьХорошо»

Ivanov Sergey/East News

«Кислоту» Александра Горчилина, вышедшую в 2018 году, часто называют его режиссерским дебютом, но раньше он уже снимал фильмы, пусть документальные и не такие громкие: короткометражку «Русские сказки» и «#КомуНаРусиЖитьХорошо». Второй фильм по хронометражу завис между коротким и полным метром и рассказывает, как в 2014 году актеры «Гоголь-Центра» и их ярославские коллеги отправились выяснять, а кому же все-таки хорошо — по крайней мере в ярославской деревне. Оператором обоих фильмов выступила Ксения Середа. Так что неудивительно что ей Горчилин-режиссер доверил и полноценный художественный дебют. «Кислоту» показали сначала на «Кинотавре», потом на Берлинском кинофестивале, некоторые российские критики окрестили его поколенческим манифестом.

Когда видишь название фильма, ждешь, что речь пойдет о наркотиках, но оказывается, что имеется ввиду кислота самая настоящая, которая разжигает слизистую. А еще, как заметил один из критиков, героям ленты просто кисло. В дебюте Горчилин дал неплохой зарок на будущее — от него можно ждать большое кино. Ведь ему как режиссеру удалось главное — убедительно рассказать о том, в чем он понимает лучших других: о чувствах, мотивации и ее отсутствии у молодых москвичей, у которых все вроде хорошо, но что с ними будет дальше, совсем не ясно.

Надежда Михалкова

«Проигранное место»

Кадр из фильма «Проигранное место»

2018 год был богат на дебюты, причем в разных жанрах. Так, Надежда Михалкова, дочь Никиты Сергеевича, потренировавшись на абсурдистском сериале «Чурросы» с достойными драматургами братьями Пресняковыми и не менее достойной артисткой Анной Михалковой, переключилась на полнометражный хоррор.

Сценарий к «Проигранному месту» написали авторы пьесы «Изображая жертву», Анна Михалкова исполнила в картине роль представительницы закона. Но несмотря на такие вводные, фильм скорее не получился. Хоррор о провинциальном городе, где среди школьников ходит легенда о проклятом кресле в кинотеатре, оказался далек и от страшного, и от реалистичного, и от по-настоящему абсурдного. После него Надежда Михалкова сняла короткометражку о рабочей мигрантке в Москве «Одно манго, пожалуйста»/ One Mango, Please. И хотя о будущих режиссерских планах Михалковой ничего неизвестно, когда «Проигранное место» выходило на экраны, она заявила, что как бы ни приняли ее фильм, снимать она все равно продолжит. Значит, новые жанровые опыты впереди.

Александр Молочников

«Скажи ей», «Беезумие», «Мифы»

Ксения Угольникова/East News

Молочников с 2012 года работал в МХТ: играл в сценических адаптациях Диккенса, Толстого, Гете, а в какой-то момент стал заниматься театральной постановкой («19.14», «Бунтари») и сниматься. В 2017-м вышел его кинорежиссерский дебют — «Мифы», фильм-капустник, в котором популярные российские актеры сыграли либо самих себя, либо персонажей с узнаваемыми прототипами. По сюжету этого диковинного фильма грек, совершавший одиссею, оказался в современной Москве: теперь он познает местные нравы, сопоставляя их с греческим пантеоном. В истории угадывается взгляд петербуржца Молочникова, который однажды причалил к берегам богемной Москвы и попытался найти нужную точку зрения на происходящее.

«Мифы» назвали любопытным, но не слишком удачным опытом, чего не скажешь о мелодраме «Скажи ей» — второй режиссерской работе, которая скоро выйдет в прокат. Это более автобиографичная история — в ней постановщик рассказывает о ребенке, который после развода родителей оказался перед невозможным выбором: остаться с папой или уехать с мамой. Те, кто посмотрел картину на «Кинотавре», признают, что надрывная адаптация детских воспоминаний удалась Молочникову намного лучше песенно-танцевальных «Мифов».

Кстати, до «Скажи ей» Молочников успел выпустить и один из веб-сериалов, которые сыпались пандемийной весной как из рога изобилия — «Беезумие». Здесь актеры: Кристина Асмус, Максим Матвеев, Аглая Тарасова, сам Молочников, — вновь сыграли что-то типа пародий на себя и показали трудности театральной работы на самоизоляции. Неясно, хорошо это или плохо, но у Молочникова четко выработался режиссерский метод — чтобы снять фильм, ему нужен реальный прототип. Интересно, в сторону каких историй он двинется дальше — эмоциональных и жизненных или пародийных картин в кабаре-стиле. Учитывая его производительность, ответ на этот вопрос не за горами.

Текст: Алина Кузьо