Форма поиска по сайту
Все материалы

Президент Национальной палаты моды — о том, что нужно нашим дизайнерам чтобы покорить мир

Почему неделя моды в Москве не вызывает такого ажиотажа, как неделя моды в Париже? И кто из молодых дизайнеров достоин подиума? Президент Национальной палаты моды Александр Шумский рассказал в эфире «The City. Говорим» о модной индустрии в России.

Неделя моды в Москве

Видео: Mercedes-Benz Fashion Week Russia/YouTube

Любая Неделя моды — это национальное мероприятие. Парижская устроена точно так, как и российская. Там показываются французские дизайнеры. В России, в Москве — российские, в Японии — японские, в Китае — китайские, в Милане — миланские.

Но в Париже показывается Dior, Givenchy, Louis Vuitton. Капитализация Dior примерно в четыре раза больше всего российского рынка одежды и текстиля. Поэтому у нас нет ни одного подобного бренда. В принципе, Россия за последние постсоветские 30 с лишним лет не произвела на свет ни одного международного большого заметного бренда.

Поэтому, естественно, на московской Неделе моды Mercedes-Benz FashionWeek Russia участвуют преимущественно российские дизайнеры, и понятно, что рейтинг города зависит от того, какие дизайнеры там присутствуют. В Милане это Gucci, Armani, Prada. А в России это очень талантливые дизайнеры, но, к сожалению, не такие большие, их продажи оставляют желать лучшего.

Громкие имена из России

Гоша Рубчинский x adidas Football/km20

Открыто огромное количество дизайнеров. Денис Симачев, Гоша Рубчинский — два самых успешных российских кейса. За 20 лет через Неделю моды прошло несколько сотен дизайнеров. Ее цель — обслуживать небольшую, самобытную индустрию, в которой рождается достаточно много интересных имен.

Неделя моды предоставляет площадку, а у дизайнера может не быть коллекции к моменту проведения мероприятия. Александр Рогов и Vereja свои первые показы сделали на московской Неделе моды. Не она раскрывает дизайнера, а он сам должен быть достаточно хорош, у него должна быть воля к победе.

Fashion-образование: проблемы и таланты

Вся индустрия устроена таким образом, что она ищет новые таланты. Есть другая проблема в стране — образование, а точнее его отсутствие. Нет fashion-образования. Дизайнеры, которые выпускаются различными коммерческими или государственными школами, не готовы к реальной жизни.

И все равно у нас достаточно много талантов. На самом деле, о Неделе моды очень много пишут за рубежом. Не потому что людям хочется новых имен, а потому что эти дизайнеры достаточно интересны, чтоб о них там написали.

Мы поздно начали создавать контент. Последние 10 лет у нас появляются хорошие дизайнеры, выросла очень сильно, например, Алена Ахмадуллина. Но если бы она начала 30 лет назад, возможно, сейчас это превратилось бы в большой европейский бренд.

Локальные бренды в выигрыше

Есть большие международные бренды, они приковывают к себе основное внимание, поэтому Париж и Милан в этом плане непобедимы. И есть другая история: сегодня интерес к моде, даже с точки зрения покупки-продажи, он очень сильно распыляется между небольшими брендами. Последние 5 лет — это такой «ренессанс небольших марок». Их появляется невообразимое количество, благодаря, кстати, в том числе социальным сетям. Через них марки стали выходить минуя ритейлеров, напрямую к покупателю.

Неделя моды выполняет сервисную функцию, она делает одно большое дело. Париж и Милан в ближайшие 10 лет точно останутся столицами моды, потому что основные мировые корпорации в области моды там базируются. И еще немного в США, и почти совсем нет в Лондоне.

Vereja Spring/Summer 2021.models

Другой вопрос — у региональных рынков появился шанс, когда возник интерес к небольшим брендам, Россия сказала: «Смотрите, у нас здесь их много». И вдруг оказалось, что этим тысячам крутых марок и дизайнеров с хорошим образованием есть место. У них достаточно таланта и они интересны. Поэтому любая дебютная коллекция такого бренда, как сделал Игорь Андреев, сразу вызывает интерес — потому что он сделал круто.

Путь модного бизнеса в онлайн

«Цифровую» одежду можно продавать, но это пока хайп, большого бизнеса на этом никто не сделал. Одежда требует физики. Ее нужно потрогать, примерить. Основные продажи в интернете — заблуждение. Сейчас это 15-20 процентов по всему миру от всего модного рынка и вряд ли интернет-продажи в обозримом будущем превысят хотя бы 50-60 процентов. Естественно, интернет-торговля растет. Она изменила ландшафт, связанный с индустрией моды, потому что в ней, благодаря интернету и социальным сетям, появилось огромное количество небольших марок. Это сильно сегментировало рынок и аудитория стала к этому по-другому относиться. Для Москвы это однозначно хорошо.

Fast-fashion — дешевая копия

Дизайнерская мода, за которую бьется Фонд моды, с точки зрения макроэкономики не видна. Для нее имеют значение только большие цифры, а для этого должны быть миллионные тиражи. А это либо государственный заказ, например, РЖД, МВД, армия, либо это fast-fashion. Но к моде это не имеет отношения, более того, если говорить конкретно о fast-fashion, то это загрязняющая окружающую среду индустрия.

Fast-fashion не имеет отношения к созданию моды, он лишь эксплуатирует. Он строился на идеях и таланте других дизайнеров, то есть на копировании. Амансио Ортега рассказывал: «Мы покупали вещи больших брендов от Chanel до Gucci, раскраивали их и повторяли».

Дизайнерская одежда для большой аудитории

Практика показывает, что запрос на дизайнерские вещи у людей все-таки есть. Его не было 10 лет назад, а 20 лет назад российские дизайнеры были оксюмороном. Был советский флер, что не может быть в России ничего качественно произведено. Это ложь. Это изменилось, запрос есть, но его не могут удовлетворить, потому что не хватает образования.

Москва vs Лондон

Московскую неделю моды можно сравнить с Лондоном. Когда произошла пандемия, все ринулись делать мероприятия онлайн. Московская неделя моды стала первой, кто перешел на этот формат, потому что Лондон и Париж весной успели показаться.

Наша неделя моды по-другому распространяет контент, чем лондонская. Последняя с треском провалилась летом прошлого года. Журналисты обнаружили, что рейтинги были аномально низкими. Например, в Лондоне онлайн мастер-класс от дизайнера смотрели 25 человек, в Москве — 20 тысяч. У российской недели моды даже есть популярный «ТикТок». Трансляцию там в режиме реального времени смотрели миллион человек. Это больше, чем смотрели всю лондонскую Неделю моды, включая все их показы.

This browser does not support the video element.

Эфир The City от 22 апреля

Текст: The City

Читайте также