В издательстве «Бомбора» вышла книга музыкального журналиста Михаила Марголиса «Наше время. 30 уникальных интервью». Продюсер Борис Зосимов рассказывает о том, как не пускал дочь на MTV, певица Линда объясняет, на чьи деньги записывала песни, а продюсер Александр Толмацкий вспоминает, как работал у Олега Газманова. Публикуем некоторые фрагменты.
Борис Зосимов. Тот, кто привел в Россию MTV.
Одной сентябрьской ночью 1998-го свершилось то, о чем долго грезил не раз упоминавшийся в этой книге Борис Гурьевич Зосимов. Россия получила свое MTV или, наоборот, MTV получило своих россиян. «Первый западный канал» в отечественном эфире, ориентированный «на вкусы молодежи», начал вещание в Москве и Петербурге.
Романтичные оптимисты грезили, что достойные отечественные исполнители, попавшие в ротацию MTV Russia, смогут впоследствии дойти и до международных, если не заокеанских, то хотя бы европейских чартов. Ортодоксы нашей трехаккордной «душевности» гасили их пыл, уверяя, что Зосимов просто приобрел себе желанную модную игрушку. Скептики утверждали, что местный шоу-бизнес не переделать. А расценки на показ клипов по МТV станут широко известны в узких кругах.
В качестве дополнительного, весомого аргумента упоминали о 23-летней Лене Зосимовой - дочери Бориса Гурьевича, которую он несколько лет старательно превращал в поп-звезду. У нее, кстати, день рождения в сентябре, и некоторые шутили, что папа преподнес ей замечательный подарок в виде музыкального телеканала.
- Постепенно вы дистанцируетесь от своих американских партнеров и начнете действовать так, как захочется?- От американских руководителей мы абстрагированы с первой минуты. Они не полномочны решать никакие вопросы, касающиеся происходящего на экране. Это от и до русский канал, которым руковожу я. Американцы помогают. Чем? Ноу-хау, чтобы не приходилось изобретать уже созданный ими велосипед и не повторять уже сделанных ими ошибок. Они представляют свою видеотеку, которая, конечно, богаче, чем у BizTV последнего времени. Моей Лены там практически нет, что достаточно показательно.- Может, вы это специально делаете?- Отчасти да. Чтобы прекратились звонки от всех моих друзей. Мощнее аргумента, чем то, что я не ставлю в эфир свою дочь, поскольку она не подходит к данному формату, сложно придумать.MTV Russia не проработал еще и года, когда у Лены Зосимовой появилась там своя программа со звездами «Банзай!». А в 2002 году она вместе с отцом (продавшим свою долю в MTV Russia) канал покинула. После чего там сменилось руководство и существенно изменилась эфирная сетка.
Странная Линда и ее создатель Макс.
Первые несколько лет своей карьеры певица не давала сольников в Москве, а о ее триумфах в других точках страны молва особо не распространялась. Зато было известно, что «под нее» открыли целый рекорд-лейбл «Кристальная музыка». И «денег на этот проект не жалеют».
Ранней осенью 1996-го, когда готовился альбом «Ворона», ставший впоследствии бестселлером в дискографии Линды, я-таки пообщался с ней в ее студии. 19-летняя дочь владельца Лада-банка Льва Исааковича Геймана, в разговоре смотрелась трепетной ланью, прятавшейся за своим демиургом Максом (продюсер Максим Фадеев - прим. ред.), и говорила кратко, порой словно по заученной инструкции.
- О финансах, вложенных в проект, ходят легенды. Самая устойчивая - богатый отец Линды помогает дочке стать знаменитой, хотя она того не заслуживает.Макс: Глупость это все!Линда: Папа мой — обычный банковский служащий.Макс: У нас просто грамотно поставлена работа. Есть спонсоры, их логотипы ставятся на пластинках и т. п.- Куда более известные артисты жалуются, что не могут найти спонсоров даже под свои разовые замыслы, не то, что постоянную материальную поддержку...Макс: Во-первых, у Линды очень много поклонников из бизнес-кругов, во-вторых, наши запросы невелики. Линда: Один человек, например, хотел купить мой готовящийся альбом «Ворона» до его выхода в свет. То есть предлагал большие деньги, чтобы он вообще не издавался — остался только у него. «Я хочу купить всю вашу музыку. Моему сыну она очень нравится. Хочу, чтобы она была только у него» Но мы не согласились. - Вы существуете на деньги именно этого человека?Макс: Да.Линда: Он иностранец, живущий в России, и не имеющий к моему папе никакого отношения. Он вообще далек от банковских структур.- Вы умышленно оградили себя от светского общения или это трюк для подогревания интереса?Линда: Я не очень понимаю этот светский пафос. Меня привлекают бумага и мои рисунки.Когда Линда вышла из комнаты, Фадеев ответил на несколько вопросов, казавшихся неделикатными в присутствии самой героини.
- Она училась где-нибудь?- Только в Гнесинке на курсах вокала.- Сколько ей лет и как по-настоящему ее зовут?- Ей 19, а имя я тебе скажу, когда выключишь диктофон... Кстати, ты в курсе, что в ряде северных городов, и даже в Питере, стали появляться ее двойники? Но ниша эта занята прочно. Линда в ней первая. Остальные обречены на сравнение с ней.Не прошло и трех лет после «Вороны», как Фадеев и Линда совсем не по-дружески расстались, и более их творческие пути не пересекались.
Александр Толмацкий. Не просто «папа Децла».
Он давно на своей волне, вдали от фарватера шоу-бизнеса и если известен ныне широкой аудитории, то исключительно как отец внезапно скончавшегося в феврале 2019-го рэпера Децла. Однако на протяжении «девяностых» и «нулевых» в нашей музиндустрии Александр Толмацкий был фигурой не только заметной, но можно сказать прогрессивной, первопроходческой. Популяризатор отечественного хип-хопа (собственно, его сын Кирилл не просто так выбрал определенное музыкальное направление), создатель деятельной фирмы «Медиа Стар», основатель радиостанции, издатель live-альбомов рок-групп, продюсер альтернативного музыкального телеканала и много чего еще.
Я узнал о Толмацком давным-давно, когда он продюсировал... Олега Газманова.
- Почему же произошел разрыв с Газмановым?- Деньги. Называю это «болезнью мешка с деньгами». Когда человеку падает на голову такой ме шок, шею сносит в сторону. Доступ крови в мозг прекращается и ему начинает казаться, что все его обманывают. Такое, наверное, произошло и с Олегом, хотя он прекрасный парень и хороший музыкант. Но в той ситуации в нем проявилась какая-то жадность. Не стесняюсь об этом говорить. Он можетобижаться, может — нет.- Сейчас с кем-то из твоих артистов может произойти подобное?- Вряд ли. Я теперь иначе строю с ними отношения. Все вопросы решаем на берегу. А тогда получился хороший проект, но Газманову показалось, что его стали обворовывать.- На самом деле его, конечно, не обворовывали?- А как? Бизнес-то весь открытый, обворовывать сложно.- Но кто быстрее богател — Толмацкий или Газманов?- Поверь, от проекта я получал значительно меньшую прибыль, чем Олег. Но я всю жизнь был активным человеком и имел множество способов заработать деньги. Если Газманов до этого был бедным, то я был состоявшимся и при деньгах давно.- Зачем же тогда рванул после этого в Германию?- Мне крайне неприятен был данный конфликт. Пытался там заниматься делами, не получилось. Тогда решил вернуться в Москву. Вернувшись сюда в 1991-м, я застал совсем иную картину. Мои бывшие коллеги и друзья, тот же Лисовский (Сергей Лисовский, основатель конкурирующей продюсерской компании ЛИС’С - прим.ред.), сообщили примерно следующее: «Тут у нас, Саш, все уже поделено. Для самостоятельного бизнеса места нет». Я встретился со своими нынешними компаньонами, которые осваивали тогда только нарождавшийся рекламный рынок. Мы подумали, почему бы не объединить наши усилия и не создать фирму, имеющую комплекс интересов: реклама, шоу-бизнес, промоушн, продакшн. В результате у «Медиа Стар» получился телевизионно-музыкальный уклон. Мы производили такие программы, как «Сельский час», «Телеутро». Последняя вообще считалась самой рейтинговой утренней передачей на нашем ТВ, пока ее не «съел» г-н Лисовский. Сейчас он дает различные интервью в свое оправдание, но нелепо же утверждать, что у одного человека все кругом враги. Да у людей, занятых в нашем бизнесе, непростые отношения друг с другом, но не потому, что все такие плохие.
Текст предоставлен издательством «Бомбора»