Форма поиска по сайту
Все материалы

«Электрическая Венера» и лампочка Ильича: 5 экспонатов выставки о свете

выставки

03 сентября, 2021

В Музее Москвы до 24 октября открыта выставка о том, как электричество пришло в дома советских людей и как это отразилось на искусстве 1920–1930-х — от живописи до архитектуры. Тhe Сity рассказывает о пяти экспонатах выставки «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО», которые создали известные деятели эпохи авангарда.

«Электрическая Венера»

План ГОЭЛРО (Государственной комиссии по электрификации России) был утвержден в 1921 году и подразумевал стремительные преобразования: электричество буквально должно было прийти в каждый дом. Электрификация страны была не только важным историческим этапом, повлиявшим на социальные, экономические и индустриальные процессы, но и стала одним из ключевых образов эпохи. Шестиметровая «Электрическая Венера», созданная художником-авангардистом Александром Лабасом в 1930 году для сельскохозяйственной выставки в Минске, воплощает собой новое божество, которым искренне вдохновлялись художники, скульпторы, дизайнеры и архитекторы эпохи авангарда. В Музее Москвы представлена реконструкция работы, созданная в 2010 году для выставки к 110-летию художника в Третьяковской галерее.

«Пропаганда Ленина»

Владимир Ленин активно поддерживал план электрификации, решал бюрократические и финансовые проблемы и большое значение придавал пропаганде, включая в этот процесс большое количество художников. На выставке можно увидеть целую серию плакатов, посвященных плану ГОЭЛРО: работа из серии «Окна РОСТА» Владимира Маяковского, плакаты «Ленин — наше счастье и сила» и «Укрепим индустриальную мощь Советского Союза» Сергея Сенькина, а также фотоколлажи Эль Лисицкого и Густава Клуциса с вождем в главной роли. В течение XX века даже выпускали лампочки со спиралью в виде вождя в полный рост или в профиль. Кстати, известное выражение «лампочка Ильича» появилось после того, как в 1920 году Ленин посетил открытие сельской электростанции в Кашине — первой электростанции, построенной по инициативе крестьян.

Фотографии Родченко

В 1928 году в Москве открылся Электрозавод, где производили лампочки, трансформаторы и магнето (магнитоэлектрические машины, преобразующие механическую энергию в электрическую). Именно здесь в 1938 году изготовили лампы для подсветки рубиновых звезд Кремля. Добиться производственных успехов заводу удалось в сотрудничестве с немецкими инженерами и рабочими, которые помогли внедрить технологию по изготовлению ламп с вольфрамовой нитью. Через год после открытия, в 1929 году, на заводе побывал один из лидеров советского авангарда Александр Родченко. Фотографии, сделанные им на Электрозаводе, можно увидеть в экспозиции. Также на выставке есть черно-белые кадры Родченко с МОГЭС на Раушской набережной.

Архитектура электростанций





Влияние электрификации распространилось и на архитектуру. Инженеры и энергетики Государственной комиссии по электрификации России привлекали в свои проекты передовых архитекторов. Братья Веснины, Валентин Дубовской, Иван Жолтовский, Андрей Буров и другие были включены в промышленное проектирование электростанций. В экспозиции можно увидеть документы и фотографии, а также гравюры Алексея Кравченко, посвященные строительству Днепрогэс. В 1927 году был объявлен конкурс архитектурных проектов главного корпуса, а в 1930-м победил конструктивистский проект, созданный Виктором Весниным вместе с Николаем Колли, Георгием Орловым и Сергеем Андриевским. В итоге получился лаконичный и монолитный фасад с горизонтальными линиями окон. Этот проект стал одним из символов архитектуры авангарда.

«Электроорганизм»

Многие художники 1920-х пытались создать образ нового сверхчеловека, электрифицированного существа под стать эпохе. Так, человек-мотор, человек-машина, растворяющийся в поршнях, рычагах, пультах появляется в живописи и графике художественной группы «Электроорганизм», которая была основана 1921-м — в год утверждения плана ГОЭЛРО. В эту группу радикально настроенных художников-вхутемасовцев (учеников Высших художественно-технических мастерских) входили Климент Редько, Соломон Никритин, Александр Тышлер, Сергей Лучишкин и Михаил Плаксин. Их объединяло стремление к созданию нового искусства на пересечении науки, философии, техники и физиологии. Например, в двух имеющихся на выставке работах Климента Редько — «Муж и жена» и «Число рождения» — люди предстают перед зрителями в качестве сложноустроенных механизмов.