Фото: netflix.com
Netflix, который выкладывает свои сериалы сразу, не заставляя зрителя томиться и ждать неделю до следующего эпизода, по-хорошему должен бы как-то отдельно проверять их потенциал к запойному просмотру. Подходят ли эти восемь серий, чтобы проглотить их залпом, превращаются ли кусочки в полноценный захватывающий восьмичасовой фильм? Или же оборачиваются пыткой?Фото: netflix.com
Первые два сезона «Сексуального просвещения» (или «Полового воспитания») отличались прекрасно выдержанной структурой. В начале каждой серии нам заявляли проблему в интимной жизни подростков из школы Мурдейла, и эпизод был направлен на то, чтобы как-то ее решить. Остальные приключения и терзания лишь дополняли мир этого живописного поселка, который в полноценный город упорно не складывался, а напоминал рассредоточенный среди лесов и холмов кампус. Эту структуру он позаимствовал у детективов, процедуралов и какого-нибудь «Доктора Хауса» — в основе композиции лежала не жизнь, идущая своим чередом, не цельная история, а отдельные кейсы, которые требовали решения.Фото: netflix.com
Итак, по сюжету нового сезона, каникулы закончились, ребята вернулись в школу, в выпускной класс. Отис за лето отрастил усы и завел девушку. Причем никто ни на секунду не вспомнил, что первые два сезона у парня были огромные проблемы с принятием себя в сексе. Неужто ларчик так просто открывался? Девушки были недостаточно знойными? Эми и Стив завели козу. Адам и Эрик заводят друг друга.Фото: netflix.com
У Джин Милберн (Джиллиан Андерсон) большой живот, о котором она не успела рассказать Якобу. Новый учебный год начался с нового директора, а точнее директрисы. Сначала 28-летняя Хоуп (Джемайма Керк) познакомилась с учениками под бодрую музыку, восхитив всех историей своего успеха и удачным выбором помады, а уже на следующий день начала закручивать гайки. Для затравки приказала прочертить разделительную полосу в коридорах, ввела школьную форму, а потом и вовсе ударилась в репрессии.Фото: netflix.com
Из кардинально нового: вместе с усами Отиса и актрисой из «Девочек» в сериал пришло не то что неоправданно, а непростительно много туалетного юмора. То, что сначала выглядит как одна неудачная шутка, становится сюжетной основой пары серий. Время от времени сценаристы пускаются и в другую крайность — разыгрывают слэпстик в стиле «Шоу Бенни Хилла»: кто-то то и дело падает, сыплются порножурналы, вокруг гуляет, пожевывая, коза. Круговерть не останавливается ни на секунду.Фото: netflix.com
Опять же раньше помимо четкой структуры сериал подкупал жанровым своеобразием. В новом сезоне от жанровых вспышек остались разве что попытки изобразить авторитарный режим в рамках одной школы — но дальше пары эпизодов с табличками на груди авторы не пошли, а отправили тирана в женскую консультацию. Куда же еще.Фото: netflix.com
Кроме того, складывается ощущение, что сценаристы нового сезона слишком буквально поняли поставленную задачу. Ага, сериал о психотерапии, подумали они, — это наверно сериал, где много говорят. Так, ко второй половине сезона фраза «Нам надо поговорить» — звучит все чаще и чаще. Герои пишут ее в мессенджерах, сбрасывают на электронную почту, произносят в личных беседах, кричат и шепчут. А потом, конечно, говорят. На особо драматичных разговорах начинается дождь, на кульминационных дождь усиливается. Герои заканчивают один разговор и тут же передают дальше: «Нам надо поговорить». Ведь проблемы надо проговаривать. Наверно поэтому каждая серия начинается с нарезки чьего-нибудь бурного секса — чтобы у этого бесконечного «поговорить» было хоть какое-то оправдание.Фото: netflix.com
Но все эти слабые проблески не идут ни в какое сравнение с прошлыми сезонами. Автономная серия с абортом Мэйв, два автобуса: фатально упущенный Эриком и наложивший травму на Эми, эпизод с кибербуллингом, который закончился заявлением «Это моя вагина» от всех обитателей школы. Не хочется разыгрывать карту «раньше было лучше», но то, что в предыдущих сериях оборачивалось чувствами, надрывом и сплочением, превратилось в вышеупомянутую костюмированную вечеринку. Этакий пьяный корпоратив, на котором тоже вроде на лицо сплоченность участников, но от такой сплоченности хочется бежать прочь.Фото: netflix.com
В целом третий сезон производит удивительный эффект: он будто опровергает все, чего так активно добивались в сериале предыдущие 16 серий. Теперь из-за секс-революции в Мурдейле множество жизней оказались разрушены: кто-то уже познает плоды этого обрушения, кому-то только предстоит. Джин охает над тестом на отцовство, школьники лишились надежды на колледж. Кажется, от всего расписания в школе Мурдейл остались только уроки полового воспитания, и слушатели этого курса не понимают, как быть с новыми знаниями. Первые сезоны сериала заслуженно сравнивали с фильмами Джона Хьюза и говорили, что в отличие от зумерской «Эйфории» — он снят не для одного поколения, а для всех. Очевидно, что заданную планку удержать у Netflix не получилось.Фото: netflix.com
Читайте также