Форма поиска по сайту
Все материалы

Во-первых, это красиво: чего ждать от нового балета Богомолова «Ромео и Джульетта»

Режиссер Константин Богомолов на прошлой неделе представил на сцене театра имени Станиславского и Немировича-Данченко балет «Ромео и Джульетта». Это первый для него опыт в подобном жанре. Креативный продюсер The City Дмитрий А. Быков посетил постановку и делится впечатлениями.

Кажется, что Константин Богомолов стал работать с энергией конвейера: в этом году в Театре на Бронной уже вышел его «Дядя Лева», а в Театре Наций — спектакль «На всякого мудреца» по пьесе Островского. Получите теперь еще и балет — огромный, трехактный, на три с половиной часа. Кажется, что на такой световой скорости любой, даже самый большой талант просто распылится в космосе, как хвост кометы. При желании и той неприязни, что часто возникает в отношении очень деятельных знаменитостей, вы можете отказать Богомолову в таланте — но точно не в мастерстве. Если режиссерская работа — ремесло, то худрук Театра на Бронной овладел им в совершенстве, сведя свой метод к немногочисленным, но действенным ходам. Вот вам небольшая памятка, если захотите сами стать Богомоловым.

1. Смело режьте классику

Посмотрев нынешнюю постановку «Ромео и Джульетты», Шекспир вряд ли узнал бы свой сюжет. Как минимум, финал кардинально отличается от оригинала (подробнее о нем в самом конце, после дисклеймера «Спойлер!»).

2. Используйте максимально современные реалии

Верона — омываемый Летой, подсвеченный неоном город золотой (буквально: сцена с трех сторон уставлена высоченными золотыми стенами, в которых то и дело открываются и закрываются проходы для втанцовывающих и утанцовывающих героев). В нем живут олигархи и аристократы, красивые юноши и мечтательные девушки, наркоторговцы и силовики, в нем проходят закрытые вечеринки и массовые протесты.

3. Общайтесь и шутите со зрителями через текстовые табло

Балет — именно тот случай, когда этот прием сработал особенно удачно. Обычно в богомоловских постановках все бесконечно говорят, и табло параллельно делают свои язвительные комментарии. Здесь герои говорят без слов под музыку Сергея Прокофьева, поэтому надписи на табло уточняют и дополняют смысл происходящего. Ну и заодно, конечно, троллят всех подряд: и героев, и Прокофьева, и зрителей.

4. Удивляйте, провоцируйте и ломайте шаблоны

Герои богомоловского балета танцуют в новой постановке Максима Севагина — и это, конечно, не классический танец, а что-то среднее между классикой и модерном. Бал, устроенный Капулетти и Герцогом, сопровождается заклинаниями вызова сатаны на табло и переходит в наркотическую оргию. И это лишь малая часть того, что может потрясти всякого балетомана или шекспироведа. Впрочем, даже если вы будете досконально следовать этим правилам, нет гарантии, что все получится. Потому что в балете, который, казалось бы, построен по изложенным выше четким правилам, есть то, что никаким правилам не подчиняется — это красота. И это не красота золотых веронских стен, а, например, красота двойного танца молодых Ромео и Джульетты и пожилых — какими им никогда не суждено стать.

Спойлер!

Ромео и Джульетта не умерли. Яд не выпит, кинжал не пущен в ход. Да, они любили друг друга, любили страстно, вопреки всем и всему. Но оказались просто живыми людьми, которые умеют приспособиться к сложным обстоятельствам. И эта правда о человеческой природе выглядит сегодня и острее, и трагичнее шекспировского финала. И она определенно стоит трех с половиной часов.

Фото: Карина Житкова

Читайте также