Форма поиска по сайту
Все материалы

Худрук «Гоголь-центра» Алексей Агранович — о выгорании, феминизме и «Пингвинах моей мамы»

театр кино

19 ноября, 2021

В «The City. Говорим» художественный руководитель «Гоголь-центра» Алексей Агранович рассказал о том, как он относится к назначению Константина Хабенского худруком МХТ им. А. П. Чехова, работе над сериалом «Пингвины моей мамы», а также новой постановке о Чарльзе Буковски.

О выгорании

Работа дает энергию там, где ее казалось бы быть не должно. Мы другого поколения люди. Все, что сейчас называется выгоранием и травмами — у нас называли жизненным опытом.

О сериале «Чиновница»

Это достаточно достоверный слепок ситуации. Все, что связано с госзакупками — там порой встречаются коррупционные схемы, когда получателями госзаказов становятся крупные компании. Это и драма, и остросюжетный фильм.

О «Пингвинах моей мамы»

Мне очень интересно было играть эту роль — это был первый раз в жизни, когда я играл человека, который не совершает никаких поступков. Он совершает путь-петлю и возвращается туда, откуда вышел. Хоть и говорят, что мы устали смотреть драмы, проблемные фильмы, но проблема не в том, про что фильм. Если в этом фильме есть художественная правда, то человек находит себя в нем, с кем-то себя идентифицирует и дальше смотрит его будто бы про себя.

О феминизме

В новом проекте Нигины (режиссер Нигина Сайфуллаева — Прим. ред.) есть место теме, которая ее волнует. Это имеет отношение к феминизации вообще. Но мне кажется, что в XXI веке уже даже в России женщины имеют возможности ничуть не меньше, чем мужчины, а едва ли не больше. И это такое болезненное доказательство не неравенства даже, а некоторого превосходства. Но это закон физики: пружина была сжата, сейчас она разжалась и тоже в ненормальном состоянии. Скоро она утрясется, и мы перестанем выяснять, кто какого пола.

О «Гоголь-центре»

Возглавить театре не было запланированным событием, я никогда об этом не думал и не хотел этого. Так сложились обстоятельства. Те аргументы, которые были «за» — они оказались весомее. Они лежали не только в плоскости моих личных интересов, но и в плоскости интересов театра и моих друзей. Я до сих пор разбираюсь, что такое быть художественным руководителем, пытаюсь понять, чем я могу быть полезен театру.

О Серебренникове и эволюции

Этот театр был создан человеком-носителем большой художественной идеи. И то, как этот театр сделан, это все проекция этой художественной идеи. Я не являюсь носителем этой художественной идеи, я могу быть ее поклонником, сторонником, апологетом. Поэтому я понимаю, что с отдалением Кирилла Семеновича от «Гоголь-центра», с театром тоже будут происходить какие-то процессы. И для себя я определяю важным обеспечить эволюционность этих процессов, чтобы театр естественным образом развивался.

О назначении Хабенского на должность худрука

За МХТ им. А. П. Чехова я не просто слежу, а сопереживаю и сочувствую этому театру. Я вырос около него. Назначение Константина Хабенского на роль худрука — событие скорее позитивное, конструктивное. Замечательный режиссер Сергей Женовач (худрук МХТ им. Чехова с 2018 по 2021 — Прим. ред) решил пересобрать театр. Пришел человек и решил сделать его своим. А тут как будто бы не нужно было этого делать.

Кирилл Серебренников пришел в театр им. Н. В. Гоголя и сделал из него «Гоголь-центр» — совершенно другой театр, он не стал продолжателем традиций. Любой художник и режиссер, который пришел, имеет право сделать театр своим. Просто у кого-то получается, у кого-то — нет. Константин Юрьевич там свой, он знает этот театр изнутри. Первые шаги, которые он сделал, на мой взгляд, свидетельствуют о том, что он не станет делать этот театр своим. Важное событие, что он вернул в труппу Игоря Золотовицкого и Андрея Бурковского. Все эти события говорят о том, что Константин не будет там строить какое-то свое новое царство. И что важно для художественного руководителя: не будет считать свой вкус определяющим при формировании репертуара.

О спектакле «Буковски»

Это история про знаменитого американского писателя Чарльза Буковски, который был певцом низов и сам вел маргинальный образ жизни. Он алкоголик, полубомж, имел бурные отношения с женщинами. Но это не байопик, а попытка представить, что происходило в его голове.

This browser does not support the video element.

Эфир The City от 18 ноября

Фото: Getty Images