В прокат вышел новый фильм Эдгара Райта «Прошлой ночью в Сохо». Для тех, кто в курсе, этого предложения уже достаточно, чтобы запланировать поход в кинотеатр. Еще кого-то завлечет имя Ани Тейлор-Джой, звезды «Хода королевы», или даже другой старлетки Томасин МакКензи — помните героиню «Кролика Джоджо», которая пряталась в стене? Если сомнения еще закрадываются, прочитайте рецензию кинокритика The Сity Егора Беликова — впрочем, он честно признается, что слишком любит этого режиссера, чтобы ему всерьез хоть что-то не понравилось из того, что тот снял.
Видео: Universal Pictures Russia/YouTube
Чего только не пишут о фильме «Прошлой ночью в Сохо»! Например, что эта картина больше напоминает карикатуру, причем непонятно, на что конкретно — на новую этику или на старую. Или что режиссер Эдгар Райт решил слишком много за раз заграбастать в одном фильме: несколько жанров, сновидческая атмосфера, галлюцинации, городские огни, неоновые вспышки, зеркала, отражения, двойники, поп-песенки 1960-х годов и так далее. А еще ко второй половине фильма хочется задать слишком много вопросов.
Это не впервой. Жива в памяти рецензия Романа Волобуева на фильм «Скотт Пилигрим против всех» о том, что Эдгар Райт, этот британский умник и гик-кумир, уже известный по трилогии «Корнетто» («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые», «Армагеддец»), перестарался и перед нами провал, а жаль. И прошедшее с тех пор десятилетие с лишним, за которое данная картина стала не просто культовой, а вошла даже слишком глубоко в культурный код англоязычного миллениальского поколения, доказало, что критика картин Райта со временем обесценивается.
То, что может выглядеть как излишнее усердие, с годами оказывается, наоборот, индустриальным стандартом — впрочем, с тех пор ни одного фильма, сравнимого со «Скоттом Пилигримом» по степени тщания в воплощении комиксовой стилистики, так и не вышло — даже в рамках киновселенной Marvel, хотя, казалось бы, сам бог велел.
В этом смысле «Прошлой ночью в Сохо» вполне может задать новый уровень прихотливости жанровой стилизации, а еще преподает урок российским дистрибьюторам о том, как нужно переводить названия фильмов. Годами поклонникам режиссерского таланта Эдгара Райта приходилось скрывать от родных и друзей, на какой сеанс они идут. Мне лично еще в школе довелось разочаровать папу, когда он спросил, на что я иду в кино, и мне пришлось ответить, что на «Типа крутых легавых». Из чего он сделал закономерный вывод, что выбрал я для культурного самообразования идиотскую комедию про ментов. Лишь годы спустя мне удалось его переубедить. В этом смысле фильму «Прошлой ночью в Сохо» повезло: в кои-то веки на отечественных постерах указан точный перевод с английского (и, кстати, это весьма буквальное описание того, что же в этом фильме происходит).
Тут две сюжетные линии, грань между ними зыбкая, словно это все во сне. Нервная и психологически нестабильная, но тихая и послушная школьница Элоиз из британской провинции переезжает в Лондон, чтобы обучиться в университете дизайну одежды. Сначала обитает в общежитии, потом не выдерживает бешеный ритм жизни своей соседки и съезжает в арендованную у некоей загадочной старухи комнату. На новой, впрочем, довольно продавленной кровати ей начинает сниться жуткий многосерийный сон, действие которого происходит в 1960-х. Там Аня Тейлор-Джой, актриса, всему миру знакомая по сериалу «Ход королевы», тоже приезжает покорять столицу, вернее, ее героиня Сэнди, но район Сохо слезам не верит.
По описанию из фильма это место похоже на то, как Гиляровский в «Москве и москвичах» представлял тогдашнюю Хитровку — там, мол, весело и страшно. Сэнди встречает подозрительного юношу, и все для нее закончится плохо, а может, и нет. Куда важнее, что у героини Томасин МакКензи, другой чудесной молодой актрисы из фильма «Кролик Джоджо», по вышеописанным причинам усугубляется унаследованная от матери шизофрения, а так как мы за этой историей наблюдаем в ее восприятии, почва из-под ног начинает уходить и у зрителей.
Под капотом у этой картины сложнейшая структура, но, на счастье широкой аудитории, изучать все те британские фильмы 1960-х, которые Эдгар Райт посмотрел (причем приблизительно все), не требуется. Это изначально картина о современности, а кино про Сэнди и ее несчастливую судьбу выглядит так, чтобы можно было легко поверить режиссеру на слово, что да, это такая синефильская игра в триллер. Тут как с костюмами — не нам судить, насколько платья аутентичны, а каким-нибудь историкам моды, но главное, что эти платья убеждают всякого зрителя в том, что выглядят они достоверно, и этого оказывается вполне достаточно.
Вместе с тем благодаря фирменной игре в серьезный жанр Эдгару Райту удается миновать хоррорной ловушки. Что имеется в виду? «Прошлой ночью в Сохо» не слишком страшное кино, чтобы отвадить от себя всех, кроме поклонников благородного жанра ужасов, но при этом и не скучно, и пикантно, особенно ближе к концу, но не настолько, чтобы потом кошмары снились от увиденного. Это удобно, это забота о зрителе.
Вот только к финалу и могут возникнуть единственные хоть сколько-то оправданные претензии. Скажем без спойлеров: в конце фильм «Прошлой ночью в Сохо» совершает вполне неожиданный сюжетный кульбит, который несколько упрощает центральную мысль сюжета до излишне назидательной. Разговор пойдет об универсальном давлении системного патриархата — выяснится, что гендерное неравенство бьет не только по непосредственным жертвам, то есть женщинам, но еще и по агрессорам-мужчинам, которым отольются мышкины слезки.
Наверное, этот смысловой регресс и вправду может кого-то разочаровать, но здесь стоит присмотреться получше ко внутреннему устройству фильма. По сути, результат не так важен, как процесс. С одной стороны, здесь присутствует тема моды как удивительной институции, создающей человеческие образы-иллюзии, которые можно купить и на себя надеть. Через фэшн развернута идея фантомной ностальгии, от которой страдает Элоиз — она себе такого нафантазировала про волшебные и лихие 1960-е, а потом выясняется, что и там хватало зла, которое до сих пор не удалось победить.
И все в «Прошлой ночью в Сохо» так удачно сочинено, зарифмовано, подшито, как хорошее платье, что на тривиальность выводов в очередной для Эдгара Райта истории экстремального взросления (ту же тему он исследует примерно во всех своих предыдущих фильмах) хочется закрыть глаза.
Фото: © Universal Pictures
Беликов Егор