Кадр из фильма «Чунгкингский экспресс»/Inoekino.com
Одно из основных направлений ретроспектив — фестивальное кино и европейская авторская классика. На большие экраны возвращались депрессивная черно-белая драма Ингмара Бергмана «Персона» и вдумчивая научная фантастика Андрея Тарковского «Солярис», провокационный триллер Микеланджело Антониони о свингующем Лондоне «Фотоувеличение» и культовая трагикомедия Дэнни Бойла «На игле». Особо важным в этом списке кажется прокат такого азиатского мастера, как Вонг Кар-Вай — вокруг него не сложился настолько широкий культ, как около Тарантино или Кубрика, однако ретроспективные показы его фильмов по востребованности не уступали многим кинотеатральным премьерам. На 4K-реставрацию «Чунгкингского экспресса», кстати, время от времени можно найти билеты в кинозалах Москвы.Кадр из фильма/Inoekino.com
На больших экранах показали, кажется, почти всю фильмографию американского инди-классика Джима Джармуша. На очереди одна из его известнейших и наиболее легковесных работ «Ночь на Земле» — сборник трагикомичных историй из всех уголков планеты, разворачивающихся в салонах такси. Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж, Рим, Хельсинки — в каждом из этих городов печальные, молчаливые или, напротив, разнузданные водители с баранкой наперевес проводят зрителя в свой сумрачный мир. Во время самоизоляции и одиноких карантинных будней попасть в тесную, но уютную машину с видами на мировые столицы — тоже своего рода путешествие. Тем более попутчиками здесь становятся Вайнона Райдер, Джина Роулендс, Роберто Бениньи и другие очаровательные лица старого авторского кино.Кадр из фильма/Inoekino.com
Настоящая классика со временем становится лишь актуальнее, а эффектный монохром на большом экране выглядит глубже и содержательнее. Ингмар Бергман безукоризненно справлялся с, пожалуй, двумя самыми сложными задачами художника — снимал одновременно о себе и своем поколении, но в то же время говорил об общечеловеческих и философских вещах. Сюжет «Седьмой печати» как бы подразумевает вневременную актуальность этого фильма: рыцарь, вернувшийся из крестового похода, играет в шахматы со Смертью, чтобы отсрочить собственную гибель, и в промежутках между игрой ищет Бога. Скандинав Бергман — бескомпромиссный мастер откровенных драм — этим фильмом прервал череду своих комедийных опусов и зарекомендовал себя как автора метафизических европейских притч.Кадр из фильма/@rwvfilms
Со второй половины февраля по первую половину марта в московских кинотеатрах состоится премьера знаменитой трилогии польского автора Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета». История Жюли, которая выжила в автокатастрофе, но потеряла мужа и дочь, — это не просто монументальный трогательный сюжет о трагичности человеческого существования, но и живописные размышления об иммиграции, одиночестве и целебной силе искусства. Люди у Кесьлевского — не персонажи, а полноценные личности, забитые европейские улочки — не декорации, а живые организмы. Каждый кадр «Трех цветов» дышит, озаряет зал и зрителей особым магнетическим светом — в кои-то веки слова о магии большого экрана действительно что-то значат.Кадр из фильма
Marvel и DC, посторонитесь! В конце февраля на большие экраны возвращается первая часть культовой трилогии Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец», которой исполнилось 50 лет. 4K-реставрация классики посетит не только иностранные кинозалы, но и отечественные — так у российских зрителей появится возможность вновь вспомнить, за что мы любим Марлона Брандо и почему история семейки гангстеров отзывается в нас столь сильными эмоциями спустя десятилетия. Для тех, кто пересмотрел фильм с десяток раз, это шанс увидеть картину с идеальным звуком и изображением. Те же, кто, напротив, слышал о «Крестном отце» лишь из мемов и списков общеобязательной классики, смогут по-настоящему проникнуться трехчасовым полотном в сумраке зала.Кадр из фильма/Inoekino.com
Удивительно, но даже спустя 80 лет фильм Майкла Кёртица все так же смешит, удивляет и доводит до слез одновременно. Залихватская циничная мелодрама с Хамфри Богартом и Ингрид Бергман о двух бывших возлюбленных, которые встречаются в Касабланке времен Второй мировой, сочетает в себе сразу несколько жанров: начинается кино как хулиганская комедия о таинственном холостяке Рике Блейне, владеющем успешным игорным клубом, а заканчивается как история о прощении и жертве во имя чувств. Богарт выдает один мощный панчлайн за другим (не просто так фильм получил «Оскар» за лучший сценарий), а гипервыразительная режиссура Кёртица превращает «Касабланку» в шикарно состарившийся аттракцион из прошлого века.Кадр из фильма
Не обошли прокатчики стороной и фильм, который в свое время разобрали на цитаты и скриншоты паблики «ВКонтакте». Хотя в 2009 году картина бельгийского кудесника Жако ван Дормеля с треском провалилась на больших экранах (сборы 2 миллиона при бюджете в 47), это не помешало ей стать культовой и завоевать сердца фанатов зрительского европейского кино. «Господин Никто», возможно, самый поразительный культурный эксперимент за всю историю мирового проката 2000-х. Не то подростковая мелодрама, не то философская научная фантастика, картина ломает время и пространство, а своего героя в исполнении Джареда Лето превращает в игрушку судьбы. Стройное повествование здесь сменяется сложной структурой: герой проживает несколько вариантов своей жизни, а значит, о каждой из них надо рассказать как можно изобретательнее. Если идете на фильм впервые, не забудьте прихватить с собой блокнот — поможет, чтобы не запутаться в таймлайнах и сюжетных поворотах.Кадр из фильма
Классику Владимира Меньшова покажут, увы, в рамках специального мероприятия, а не регулярного проката. Вместе с «Ты и я» Ларисы Шепитько (6 марта) и «Вокзалом для двоих» Эльдара Рязанова (8 марта) «Любовь и голуби» попали в программу «Каро.Арт», посвященную Международному женскому дню. Сама картина едва ли нуждается в представлении. Если зрители и придут на классику Меньшова повторно, то только чтобы в такт цитировать каждую культовую сцену и вновь увидеть любимых персонажей. Это уже и не фильм вовсе, а кладезь фраз, диалогов, моментов и кадров — сиди в кинотеатре и собирай бинго из «Людк», «инфаркта микарда» и других знакомых деталей.Кадр из фильма
Если черно-белые американские фильмы кажутся слишком неспешными, а европейская классика — слишком чванливой, на помощь со своими гиковскими киноманскими отсылками спешит Квентин Тарантино. Общепризнанный magnum opus американского режиссера выходит в повторный российский прокат как нельзя кстати: это не просто талантливая открытка из безумных постмодернистских 1990-х, но и кино, которое мастерски резонирует с современным зрителем — в эпоху популярности «Очень странных дел» и нового «Крика» стоит вспомнить, какому фильму обязано большинство актуальных хитов столичных экранов и стримингов. Даже если содержимое чемодана Марселаса Уоллеса не будет раскрыто, а Винсент Вега не избежит своей незавидной судьбы, зрители будут довольны — таких ловких синефильских фильмов не снимали, кажется, со все того же 1994 года.Фото: Кадр из фильма «Чунгкингский экспресс»/Inoekino.com
Читайте также