В «The City. Говорим» на этой неделе выходит цикл выпусков, посвященных теме «Модный москвич». Мы уже поговорили о том, что будет модно есть этим летом и где искать себе пару, а теперь — про стиль. Фэшн-блогер Сергей Сухов рассказал о том, как актуально одеваться в отечественное и ждет ли нас расцвет ресейла.
О вездесущих модниках
Возможно всё, мы много кого можем увидеть на Патриках, Столешке, около «Цветного» и так далее, они могут жить в Чертанове, но при этом быть модными москвичами. Место жительства не всегда определяет то, как ты себя идентифицируешь. Это абсолютно точно.
О трендах
Тренды, которые есть сейчас, — это абсолютно точно «киберпанк», немножко вайб 2000-х и так далее, очки околовелосипедные — честно, даже не знаю, как они называются. Короче, Balenciaga-стайл, если в целом стилистику брать. Кожаный плащ, корсет и так далее.
Мне, кажется, что сейчас идет гендер-флюид-история. То, что носят девушки, могут носить парни, и наоборот. В любом случае есть крайности. Я всегда за золотую середину. То есть, если мы говорим о том, что в вечернем платье как на «Оскар», со шлейфом парень будет идти по Москве, наверное, это не будет встречено аплодисментами. Когда я говорю «гендер-флюид», я имею в виду следующее: у меня, например, есть куча вещей унисекс. Это пиджаки, брюки, база, такая как водолазки, футболки и так далее — куча предметов гардероба у меня унисекс. Но ты никогда не скажешь, что у меня вот этот пиджак — женский, из соответствующего отдела. Фасон очень универсальный.
О секонд-хенде как о second friend
Популярность ресейла нарастает. Сейчас это уже созвучно с тем, что это экологично, ты таким образом вовлекаешься в помощь природе. Потреблением, мне кажется, мы уже перенасытились. Сейчас все переходят к осознанному потреблению, к тому, чтобы вещи использовать несколько раз. Когда ты участвуешь в процессе ресейла, будь ты продавец или покупатель, ты делаешь доброе дело. Этот момент, этически обусловленный, влияет на популярность ресейла. Еще одна, основная причина, помимо этической, — это просто выгодно. Потому что ты можешь приобрести вещи, дать им вторую жизнь, и плюс это будет намного выгоднее финансово. Люди из мира моды, причем из мира люксовой моды, уже присмотрелись к ресейлу, многие из них запускают собственные платформы. Иногда на ресейле ты можешь найти очень редкие, эксклюзивные экземпляры. Надо просто искать. Все есть.
Есть момент лицемерия, ведь даже для меня мода неразрывно связана с потреблением. И хоть бренды, будь то массмаркет или сегмент люкс, пытаются подходить осознанно к производству, оставлять меньше углеродного следа (это прекрасно, что они движутся в эту сторону), но по факту индустрия все равно заточена на тренды, а они меняются. Есть такая статистика: поколение миллениалов и моложе покупает гораздо больше одежды, чем их предшественники. И это факт. Я сам это осознаю, потому что из года в год тренды очень быстро меняются, а ты хочешь им так или иначе соответствовать. Не полностью менять свой гардероб, но какие-то детали, идеи, предметы одежды в него добавлять. Соответственно, ты подпитываешь эту машину потребления.
О триггерах осознанного потребления
Если перейти полностью на осознанное потребление, то получается, нам нужно максимально сократить производство одежды, а это с модой уже не созвучно, потому что мода меняется, она текучая. Предположим, мы начнем переосмысливать старые тренды, перешивать старую одежду, агрегировать, все это собирать и из этой одежды делать что-то новое — в принципе, такой сценарий возможен. Таким образом, мы не будем затрачивать воду, ресурсы, новые ткани (для которых тоже производству требуются ресурсы). Мы будем использовать то, что уже произведено. Это возможно, но я плохо себе это представляю.
О проверенных источниках
Я как потребитель ориентируюсь на отзывы друзей, сарафанное радио, на мнение людей, которые для меня авторитетны в социальных сетях: у нас сейчас куча кумиров, инфлюенсеров, блогеров, за которыми мы следим. У меня есть друзья и знакомые, которые работают внутри платформ — ресейлов и так далее. Я знаю, что у них есть целые отделы, которые верифицируют подлинность вещи. Они тоже заботятся о своей репутации и не хотят нести какие-то репутационные риски.
Об одежде и надежде
Мы люди, мы тактильные существа. Есть вещи очень специфические. То, что красиво смотрится на манекенщике или на модели на фотографии, абсолютно по-другому может сесть на вас — проверено на себе. Ожидание и реальность всегда ужасают. Но у большинства платформ, ресейл-платформ в том числе, гениальный сервис. Ты можешь заказать, примерить и вернуть. Это все очень легко, просто вопрос привычки. Я так делаю очень редко, потому что вот этот момент возврата… Хотя к тебе приезжает курьер, забирает вещи, тебе не нужно из дома выходить, но все равно… В любом случае, даже если ты не попадешь в размер вещи, ты всегда ее можешь вернуть абсолютно бесплатно — большинство платформ предоставляют такую услугу.
Об удивительном рядом
Я с удивлением для себя обнаружил, что у меня из мирового массмаркета только база — водолазки, футболки, какие-то базовые брюки, свитеры. А все остальное — это российские бренды. Среди них пиджаки, интересные костюмы, бомберы, куртки, плащи и аксессуары. Единственное, по чему я скучаю, — легкодоступная база. А в остальном, что касается именно модной трендовой одежды, наши бренды этот запрос потребителя могут заместить. Вопрос лишь в том, что объемы производства у них очевидно меньше, чем у того же Inditex, но, опять же, спрос рождает предложение. Я думаю, что они адаптируются, тем более у нас уже есть гиганты отечественного производства.
О том, на какие российские бренды обратить внимание
Это, конечно же, Ushatáva — кстати, это в основном унисекс, у меня куча вещей оттуда. Rogov Shop, Omérta (это уральский бренд, он даже не в Москве находится, если мне не изменяет память), Shu (он тоже базовую одежду производит — и куртки есть разных цветов, и пуховики; у меня и куртка, и брюки, даже сумка была). 12 Storeez, конечно, у него прекрасное качество — это мидл-ап-сегмент, по крайней мере, бренд туда стремится. Еще Who I Am Shop, но это концепт-стор, там более любопытная, необычная одежда.
О дефиците
Мы 100% привыкнем. Человек — уникальное существо и привыкает ко всему. Но меня радует, что у нас пытаются найти альтернативные способы и закрыть потребности людей, это очень круто. Хотелось бы верить, что мы все-таки сможем вернуться к привычной для нас жизни. Но я сейчас рассматриваю и другие сценарии, как и каждый из нас. Что касается одежды, перед закрытием магазинов я спокойненько в будний день, днем (а не в выходной, когда были гигантские, просто неадекватные очереди) зашел в магазин и купил 20 белых футболок. Я просто знал, что именно мне нужно, и купил больше, чем обычно.
Я трендам особо не следую. Я могу брать какие-то моменты, детали. Но глобально я не тот человек, который следит за трендами. Может, поэтому и модным москвичом меня можно назвать с натяжкой. Но есть любимые вещи и гаммы в одежде, которые я ношу. Обожаю белый цвет — он максимально легитимный в это время года. У меня много широких белых брюк из летней ткани. Хлопковые костюмы обожаю, они из сезона в сезон смотрятся актуально, конечно, смотря как ты их обыгрываешь. Для меня лето — это всегда светлая, белая, бежевая гамма. В то же время лето — время ярких цветов. У меня есть яркие вещи, но я их ношу с нейтральным верхом, всегда уравновешиваю.