Форма поиска по сайту
Все материалы

Идеальный театр будущего: кто его строит и зачем это нужно

Театральное здание – почти всегда компромисс между фантазией авторов и насущными потребностями театра. Но бывают редкие исключения – проекты, лишенные всякой прагматики и преследующие только одну цель: воплотить в реальность театральную утопию. Один такой проект – «Фанерный театр» – недавно появился в БДТ имени Товстоногова. Театральный критик Антон Хитров – о том, что получается, когда архитектор и режиссер вместе мечтают об идеальном театре.

«Школа драматического искусства»

Кто построил: Игорь Попов и Анатолий Васильев Когда: в 2001 году Где найти: в Москве, на улице Сретенке

Фото: «Школа драматического искусства»

«Школа драматического искусства» переживает не лучшие времена. Ее основатель Анатолий Васильев уже много лет не работает в России. С конца нулевых местным талисманом был режиссер Дмитрий Крымов, но с недавних пор он тоже прекратил сотрудничать с театром. Но хотя бы раз заглянуть на Сретенку все равно стоит – просто чтобы увидеть самое удивительное театральное здание в городе.

ШДИ построена по проекту Васильева и сценографа Игоря Попова в пику всем канонам. Здесь нет ни одной сцены в привычном смысле слова, артисты выступают на белом фоне вместо традиционного – черного, а фойе накрыто стеклянным потолком и напоминает городскую улицу, только не в Москве, а где-нибудь в Италии. Площадок всего четыре, самая необычная называется «Глобус»: это уменьшенная копия шекспировского театра в Лондоне, по пропорциям больше похожая на башню, чем на зрительный зал, поэтому на артистов приходится смотреть сверху вниз.

Пространство спектакля «Фама»

Кто построил: Беат Фуррер, Кристоф Марталер и LIMIT Architects Когда: в 2005 году Где найти: уже нигде Этот невероятно затратный спектакль показывали всего в четырех городах, в том числе в Москве в 2007-м. Чтобы сыграть оперу Беата Фуррера «Фама» в постановке великого швейцарца Кристофа Марталера, по-хорошему, нужно построить два павильона, один внутри другого. Правда в Москве обошлись только внутренним: с ролью внешнего прекрасно справился стеклянный КВЦ «Сокольники».

Фама – греческая богиня слухов. Синяя коробка, которая служит в спектакле зрительным залом – это, по замыслу создателей, ее дворец. Музыканты и солисты работают за пределами «дворца» и перемещаются вдоль его периметра. Главный фокус – стены с «ушами», сделанные из подвижных панелей вроде больших жалюзи: они могут приоткрываться, впуская обрывочные звуки и образы внешнего мира.

Пространство спектакля «Кант»

Кто построил: Сергей Бархин и Миндаугас Карбаускис Когда: в 2013 году Где найти: в Театре имени Маяковского Видео: YouTube / театр Маяковского В спектакле Миндаугаса Карбаускиса зрители следят за застольной беседой в доме Иммануила Канта. Пьесу о философе написал соотечественник режиссера, литовский драматург номер один Марюс Ивашкявичюс, заглавную роль получил звездный актер Михаил Филиппов, а пространство придумал знаменитый художник Сергей Бархин.

Павильон каждый раз отстраивают заново прямо на сцене «Маяковки». Это шестиугольный пурпурный зал на 160 зрителей с крошечной сценой посередине, похожий не то на университетскую аудиторию, не то на анатомический театр. Крыши нет: кое-кто из критиков увидел в этом отсылку к пассажу Канта про звездное небо над головой. Правильный шестиугольник тоже возник не просто так: планировка напоминает шекспировский театр «Глобус» и ячейку всеобъемлющей Вавилонской библиотеки из рассказа Борхеса. Если все это суммировать, получится, что перед нами – модель Вселенной с философом в самом центре.
Ближайшие спектакли – 31 августа и 18 сентября Билеты: от 2 500 до 6 000 рублей

«Кибитка 32 053»

Кто построил: Юрий Муравицкий и Рустам Керимов Когда: в 2017 году Где найти: в арт-парке «Никола-Ленивец»

Фото: «Архстояние»

«Никола-Ленивец» – дом фестиваля «Архстояние» и заповедник архитектурных утопий. Это редкое место, где можно строить, не думая о запросах рынка. На позапрошлом фестивале режиссер Юрий Муравицкий и архитектор Рустам Керимов переделали простой пазик в абсолютно непрактичный театр мечты. По сути это современная версия повозок, в которых колесили бродячие труппы эпохи Возрождения: и дом, и транспорт, и сцена. Во время «Архстояния-2017» представление в «Кибитке» не прекращалось ни на секунду: жильцы не закрывали занавес, а гости фестиваля могли за ними наблюдать, как за героями реалити-шоу (хотя спектакль в традиционном смысле они в конце концов тоже сыграли). Вообще повседневная жизнь как театр – важная идея в сегодняшней режиссуре. Скажем, у группы Rimini Protokoll есть несколько проектов, где в тотальную сцену превращается целый город: один из них мы советовали в летней подборке.

Фанерный театр

Кто построил: Андрей Могучий, Александр Шишкин-Хокусай и Андрей Воронов Когда: в 2019 году Где найти: в БДТ имени Товстоногова

Фото: БДТ имени Товстоногова

Это здание в здании: там есть отдельный вход, гардероб, фойе, зрительный зал и крошечная сцена, где проходят лекции и поэтические встречи. Тотальную инсталляцию из фанеры построили к столетию Большого драматического театра и планируют не разбирать до конца 2019 года.

В юбилейном сезоне худрук Андрей Могучий решил напомнить зрителям, что история БДТ началась почти за сорок лет до Георгия Товстоногова – знаменитого советского режиссера, с которым ассоциирует это название каждый питерский театрал. В первые годы БДТ был пристанищем авангардных художников, поэтому облик Фанерного театра отсылает к конструктивизму и супрематизму. Красный клюв, к примеру, напоминает известный плакат супрематиста Эля Лисицкого.

Фанерный театр – альтернатива тому БДТ, который все знают. Он во всем не похож на историческое здание театра: вместо мрамора, статуй, расписных потолков и лепнины – пустое пространство из дешевого стройматериала. В то же время создатели проекта позволяют нам посмотреть свежим взглядом и на старый интерьер: в стенах инсталляции есть окна, дверцы и глазки вроде дверных – сквозь них видно детали обстановки, выхваченные словно объективом фотографа.

Хитров Антон

Читайте также