И. Э. Горбань. Сентябрьский снег. 1903/ГТГ
Будем кратки: это главный must-visit сезона. Третьяковская галерея подготовила ретроспективную выставку в честь 150-летия Игоря Грабаря. Художник создавал эффектные жизнеутверждающие полотна, основываясь на опыте европейского импрессионизма, постимпрессионизма и модерна. Экспозиция — прекрасная возможность увидеть лучшие работы художника, в том числе знаменитую «Февральскую лазурь» — великолепные зимние пейзажи и натюрморты ждут вас в Лаврушинском переулке.М. З. Шагал. Вид в сад (Интерьер на даче). 1917/Еврейский музей и центр толерантности
Снегопады и праздники не помеха карнавалу русского авангарда, который проходит в Еврейском музее и центре толерантности. На выставке, дебютировавшей в «Ельцин-центре», кураторы рассказывают о беспредметности глазами титанов искусства модерна. А заодно показывают легендарные работы Казимира Малевича, Марка Шагала, Павла Филонова и многих других художников, в том числе восстановленную картину «Три фигуры» Анны Лепорской.Музей русского импрессионизма
Еще один хит сезона. В Музее русского импрессионизма проходит выставка, посвященная символисту Александру Савинову. Современники называли художника «умиротворенным Врубелем», поскольку в его картинах также появляются призрачные силуэты-миражи. Творческий метод Савинова основан на интересе к классическому наследию Италии и древнерусскому искусству, а также на связи с родным Поволжьем — все это нашло отражение в умиротворенных картинах-панно живописца.Фото: Даниил Анненков. 2022/Дом культуры «ГЭС-2»
В «ГЭС-2» шумит и гудит третья часть арт-саги, посвященной звуку. Предыдущие главы проекта анализировали звук как феномен и изучали его связь с визуалом. Теперь же кураторы обращаются к опыту прошлого: в камерных залах пространства можно услышать семь музыкальных произведений от Хильдегарды Бингенской до Дмитрия Шостаковича. У зрителей есть возможность остаться со звуком наедине и ощутить, как музыка и искусство трансформируют место, время и обстоятельства.Центр конструктивизма «Зотов»
Если вы все пропустили в декабрьской суете, рассказываем: в городе открылся отреставрированный Хлебозавод № 5. Это не только уникальный памятник архитектуры, но и музей, полностью посвященный конструктивизму. На выставке «1922. Конструктивизм. Начало» можно узнать о зарождении течения, а также увидеть работы Кандинского, Малевича, Татлина и многих других культовых художников.Фото: Александр Гронский/Музей криптографии и коммуникации
Второе открытие сезона — возвращение реконструированного Музея криптографии и коммуникации. Зрителей ожидает обновленная постоянная экспозиция, а также выставка «Тогда — сейчас». На ней можно увидеть две фотоистории: первая представляет собой репортаж из здания музея перед началом капитального ремонта, вторая документирует перформанс, разыгранный в пустующем пространстве и отсылающий к опытам из книг ученого Якова Перельмана. В обоих проектах здание музея словно оказывается между прошлым и будущим.Алла Цыбикова. Автопортрет с моделью у зимнего окна/Музей Востока
Бурятская художница Алла Цыбикова создала собственную художественно-стилистическую систему, в которой образы мировой и национальной культуры передаются через призму личных переживаний. Мир Цыбиковой соткан из снов и воспоминаний, которые сливаются с архетипами народной культуры. На выставке представлены живописные полотна художницы, этюды к театральным постановкам, а также предметы декоративно-прикладного искусства, миниатюры на деревянных досках и многое другое — всего не перечислить.MMOMA
Посвящается всем, кто в праздники решил отдохнуть от соцсетей. На выставке скульптор Надежда Лихогруд размышляет о свойствах памяти и ее неоднородности в условиях быстрых информационных потоков. Также художница объединяет мир соцсетей с воспоминаниями о постсоветском детстве: в экспозиции галерея сохраненных фотографий созвучна с советской плиткой, а облако из природного образа превращается в метафору современного хранилища информации. Что останется в нашей памяти на всю жизнь, а что исчезнет через мгновение — об этом предлагает задуматься выставка.Галерея «Триумф»
Слово «Weltschmerz», или «мировая скорбь», описывает популярное среди романтиков начала XIX века пессимистическое мировоззрение. В интерпретации художницы Саши Нестёркиной термин приобретает более интимное прочтение — при помощи природных материалов, металла и эпоксидной смолы художница создает пространство, лишенное присутствия человека, но хранящее его следы. Тем не менее постапокалиптический ландшафт становится источником вдохновения и надежды: из обломков может возникнуть новая жизнь.Верительная грамота императора Цин Пу И императору Николаю II. Китай. 29 декабря, 1908/ГМИИ имени А. С. Пушкина
На этот раз Пушкинский музей исследует различные формы человеческого общения. Как в разные эпохи люди общались друг с другом? Как пытались найти общий язык через вероучения и повседневные ритуалы? Как на общение повлияли географические открытия и непрекращающийся обмен информацией? Проводниками в мир человеческой коммуникации станут произведения искусства, рукописи и старинные реликвии.Фонд Ruarts
«Голова пуста, и щекотливый ветер заблудился в ее узких переулках» — пожалуй, эта строчка из песни группы «Комсомольск» неплохо описывает наше состояние во время праздников. Галерея Ruarts солидарна. На выставке «Великая пустота», созвучной фильму «Великая красота» Паоло Соррентино, кураторы пространства при помощи работ современных художников исследуют феномен пустоты. Что это, отсутствие или неисчерпаемая возможность? Спойлер: обращаясь к буддистской философии, кураторы превращают пустоту в пространство для творчества.Фото: Алла Цыбикова. Пускание мыльных пузырей. 1989/Музей Востока
Читайте также