Что посмотреть в театре в последний месяц зимы? Романтический мюзикл, новое прочтение «Вия», а может, спектакль по пьесе Михаила Барщевского (да, того самого из «Что? Где? Когда?»). Самое интересное — в нашей подборке.«Мандат»
Et Cetera
Et-cetera.ru
Режиссер Владимир Панков десять лет хотел поставить спектакль по пьесе Николая Эрдмана, но именно сейчас, по его словам, этот материал «идеален ко времени, к нашим ощущениям».
На примере одной мещанской семьи «Мандат» рассказывает о том, как «старые мозги не выдерживают нового режима». Семья Гулячкиных, как и все в первые послереволюционные годы, живет словно между прошлым и настоящим. Чтобы закрепиться в этом настоящем и удачно выдать замуж барышню Варю, семье срочно нужен свой, домашний коммунист. Вступить в партию поручают брату Вари, Павлу. Комедия с характерными для водевиля переодеваниями, неузнанными героями и незатейливым юмором звучит сатирически и остросоциально. Владимир Панков рассказывает ее в жанре саундрамы — развиваемого им театрального направления, в котором одной из главных действующих лиц является звуковая партитура, состоящая из самых разных звуков.
Впервые пьеса была поставлена Всеволодом Мейерхольдом и имела огромный успех в 1925 году. Драматург Николай Эрдман получил высшее признание, правда, недолгое: следующую его пьесу — «Самоубийцу» — запретили к постановке, а сам автор был арестован в 1930-м.
Судя по всему, тексты Эрдмана возвращаются в московские театры: в декабре состоялась премьера «Самоубийцы» в Театре имени Вахтангова, февраль отмечен премьерой «Мандата» Панкова. Вторая за сезон премьера по «Мандату» ожидается в мае в «Школе современной пьесы», где свою версию предоставит Сергей Женовач.
2, 3, 23 и 24 февраля
«Й»
Театр имени М. Н. Ермоловой
Ermolova.ru
От названия гоголевского «Вия» режиссер Денис Парамонов оставил только последнюю букву. И это честно: его интерпретация знаменитой повести далека от канонической. Перечитав «Вия» в студенчестве, Парамонов среди плясок нечисти, созданной простонародным воображением, разглядел историю любви, которая традиционно оказывается сильнее смерти. В собственной инсценировке именно на любви он делает главный акцент. А еще расширяет повествование текстами из других произведений Гоголя.
Чего в спектакле будет больше — «жизненной действительности» или «демонической фантастики» (именно за превалирование второго над первым Гоголя критиковал Виссарион Белинский) и погуляет ли на Новой сцене Театра Ермоловой нечистая сила, увидим в начале февраля.
3, 4 и 16 февраля
«Женское счастье»
«Школа современной пьесы»
Neglinka29.ru
Второй спектакль ШСП по совместным текстам заслуженного юриста и писателя Михаила Барщевского и театроведа Екатерины Кретовой (первым была «Проститутка», поставленная в 2010 году Иосифом Райхельгаузом). Февральскую премьеру представляет режиссер Мария Федосова, а роли в спектакле исполняют Валерия Ланская, Иван Мамонов, Олег Царев и Сухраб Хайлобеков. Пьеса рассказывает об успехах молодой красивой провинциалки на столичном телевидении и пытается приоткрыть покров, накинутый на разгадку извечной тайны о том, чего хочет женщина. А еще мимоходом рассказывает зрителю о секретных приемах хорошей работы в Останкино. Если они, конечно, по-прежнему остаются для кого-то секретом.
Режиссер Мария Федосова говорит, что все образы в спектакле собирательные, а герои нарочно не делятся на положительных и отрицательных. Так она дает выходящим из зала зрителям возможность самостоятельно принять чью-то сторону. Ведь счастье у каждого свое — о нем, как и о вкусах, не спорят. Спектакль идет в живом музыкальном сопровождении.
3, 4, 5 февраля
«Терминал 3»
Театр наций
Theatreofnations.ru
Малая сцена Театра наций приглашает на премьеру по пьесе Ларса Нурена — крупного шведского драматурга наших дней. В своих пьесах он преимущественно показывает жизнь людей, внешне благополучных, но внутренне эмоционально сломленных. Критика нередко характеризовала тексты Нурена как радикальные, провокационные, откровенные и порой скандальные. Ранее в России пьесы Нурена ставил закрытый ныне «Гоголь-центр», питерский Театр имени Ленсовета.
Режиссер премьеры в Театре наций Никита Кобелев говорит, что пьеса «Терминал 3» — это философская притча, суть которой в том, что, только пройдя через боль и потери, люди учатся преодолевать дисконнект и бережнее относиться к близким. По сюжету в холле больницы сталкиваются две супружеские пары: одна ждет ребенка, вторая пришла на опознание умершего сына. Жизнь и смерть переплетаются в этой психологической драме, которая разворачивается в пространстве, похожем на символическую пограничную зону.
13 и 14 февраля
«Не любовь 5728»
Театр на Таганке
Tagankateatr.ru
Новый романтический мюзикл режиссера Алексея Франдетти — это, по его собственным словам, очень личная история, попытка понять, почему даже самые идеальные отношения могут закончиться расставанием. История разложена на сольные партии; они дают героям Кэти (Наталья Инькова) и Джейми (Павел Лёвкин) возможность высказаться от себя, а зрителям — услышать обе стороны и, может быть, посмотреть на собственные семейные отношения. Так что этот мюзикл имеет еще и терапевтический эффект.
В команду спектакля Франдетти (кстати, главный режиссер «Ленкома» с июля 2022 года) снова пригласил художника по свету Ивана Виноградова. В разные годы они вместе поставили много зрелищных мюзиклов, которые неизменно номинируются на «Золотую маску» и становятся лауреатами премии. В их числе постановки «Рождество О. Генри» в Театре имени Пушкина, «Стиляги» в Театре наций, а также хиты Театра на Таганке — «Суинни Тодд» и «Онегин». Кстати, «Онегин» является неким фантазийным приквелом к новому спектаклю. Во всяком случае, анонс к «Не любви 5728» предлагает представить, какой могла бы быть жизнь Татьяны и Евгения после свадьбы. Представить — и не поверить в такую возможность. Представление сопровождается музыкой Pogosyan Orchestra под руководством Армена Погосяна.
17 и 18 февраля
«Лето. Волга. Хмель»
Театр на Таганке
@tagankatheatre
Другая таганковская премьера февраля — спектакль по пьесе сезонного юбиляра Николая Островского. За названием «Лето. Волга. Хмель» скрывается пьеса «Горячее сердце». Место действия — все тот же печально известный город Калинов, герои — все те же обитатели «темного царства» вместе с их произволом, жестокостью и грубыми обычаями, которые на корню уничтожают все светлое, живое и способное чувствовать.
Несмотря на лирическое название, у режиссера Дамира Салимзянова явно получилась не слезливая мелодрама. Спектакль идет под лозунгом сатирической комедии и обещает представить «целый карнавал самых странных персонажей» Островского и показать зрителям одну из самых смешных его пьес, где, с одной стороны, все герои не очень хороши, а с другой — каждого по-своему жалко.
Посмотреть другую версию спектакля по этой же пьесе Островского можно также в Малом театре. Премьера «Горячего сердца» состоялась в декабре 2022 года, режиссер Владимир Бейлис.
24 и 25 февраляТекст: Екатерина ДаниловаФото: @tagankatheatre