В последнее время все больше появляется фильмов, снятых по франшизе. Из недавних премьер — «Джон Уик 4», «Аватар: Путь воды». Почему продюсеры делают ставки на фильмы-продолжения, а мы готовы их смотреть — обсудили с кинокритиками Егором Москвитиным и Марком Лиманским.
Почему стало так много франшиз?
Егор Москвитин: Есть статистика, что 95% от сборов приходится на продолжение чего-то, экранизации каких-нибудь подкастов, статей и так далее. И только 5% всех доходов в мире приходится на оригинальные идеи или новые концепции. В этом смысле мы живем в культуре, которая сама себя воспроизводит.
Для чего актерам играть одни и те же роли?
Егор Москвитин: Отчасти это про деньги. Если есть перспективы франшизы, ты получаешь немного денег, затем хороший гонорар и проценты, потому что без тебя уже не обойтись. В свое время Мэтт Деймон отказался играть в «Аватаре», хотя Кэмерон предлагал ему 10% сборов. Если бы он согласился, то заработал 290 000 000 $. Ни один актер никогда столько не получал. Но актеры возвращаются к ролям и, чтобы сделать приятное людям.
Франшизы — это вообще искусство?
Марк Лиманский: В случае с «Джоном Уиком» и «Джеймсом Бондом» — да. «Форсаж» — нет. У любого творческого проекта есть миссия. Если цель — создать что-то новое, уникальное даже в рамках франшизы — это про искусство. Когда проект хочет паразитировать на чем-то существующем и получать деньги — это не искусство.
Что не так с новым «Форсажем»?
Марк Лиманский: Схема простая — чем дальше заходим, тем хуже. Чем хуже, тем лучше. «Форсаж» вшит в поп-культуру, а Доминик Торетто — это уже мем. Мы по сути следим за тем, насколько более мемной станет эта история. Второе дыхание во франшизу вдохнула смерть Пола Уокера. На этом она спаразитировала, сделала акцент на сентиментальности.
Почему мы продолжаем смотреть даже неудачные сиквелы?
Марк Лиманский: Это же интерактив. Всем хочется сказать, мол, скатилась франшиза, стало хуже. А потом посмотреть еще одну часть — вдруг станет снова лучше.
«Аватар: Путь воды» — успешный проект?
Марк Лиманский: Первый фильм уже все нам показал, с него и началась диджитализация фильмов. Спасибо ему огромное, но второй «Аватар», какой бы он ни был красивый и прекрасный, это уже не технический прорыв. Просто красивая фэнтези, отрисованная на графике — аттракцион. Последующие части будут восприниматься так же.
В чем секрет продолжительности «Симпсонов»?
Марк Лиманский: Они всегда бьют в актуальные социальные темы. Прикол «Симпсонов» всегда был один и тот же: обычный человек, жизнь обычной семьи в контексте очень тупорылого мира.
Какая самая удачная франшиза за последние несколько лет?
Марк Лиманский: Я посоветую «Джона Уика». Кто любит боевики — идите. Кто любит операторскую работу и визуал — идите. Кто любит крутых красивых актеров – идите. Фильм угождает очень многим сегментам аудитории. Это как «Аватар» от мира криминала. В четвертом эпизоде интерпретируется огромное количество кинематографических мифов, включая самурайские фильмы и американские вестерны. Для киноманов это — настоящая отдушина.
Полное интервью с кинокритиками Егором Москвитиным и Марком Лиманским
смотрите в эфире «The City. Ночью».
Фото: Universal