Форма поиска по сайту
Все материалы

Что смотреть в московских театрах: 10 премьер апреля

премьера спектакли

29 марта, 2023

Апрель в театрах Москвы богат на премьеры: будет и спектакль по Куприну, и постановка по Толстому, и даже фантазия на тему повести Маркеса «Вспоминая моих несчастных шлюшек». Выбрали десять новинок месяца, на которые стоит сходить.

«Остановка»

Театр «Практика»

Praktikatheatre.ru

Театр «Практика» вернулся после ремонта в Большой Козихинский переулок, и вот первая премьера в родных стенах. Актер и режиссер Игорь Теплов поставил спектакль «Остановка», взяв за основу пьесу Германа Грекова, участвовавшую три года назад во внеконкурсной программе «Любимовки».

Завязка тривиальна: как-то раз муж, отец и успешный бизнесмен Виктор Волков остановил свой автомобиль возле трамвайной остановки, вышел и сел на скамейку. Это событие привлекло внимание всего города и разрушило две счастливые семьи. А дальше начинается мокьюментари-драма, в которой реконструкция событий перемежается фрагментами видеоинтервью с обычными прохожими и звездами российского кино и театра. Алексей Розин, Дарья Калмыкова, Роман Маякин, Антон Феоктистов, Анна Бегунова и Софья Каштанова — почти все они друзья в жизни и выпускники разных курсов Дмитрия Брусникина и Романа Козака. «Готовы ли мы к остановке, подразумевающей встречу с правдой? И какова будет цена этой правды?» — такие вопросы ставит спектакль.

8, 9 апреля

«Любовь по Маркесу»

Театр Маяковского

Худрук «Маяковки» Егор Перегудов поставил фантазию на тему повести Габриэля Гарсиа Маркеса «Вспоминая моих несчастных шлюшек». Затея рискованная: в некоторых странах книга выходила с измененным названием и даже изымалась из продажи как аморальная, потому что представляет собой рассказ 90-летнего старика, возжелавшего бурной ночи с 14-летней девственницей.

В «Маяковке» обещают подняться от низкого к философским обобщениям, разбавить все это музыкой и хореографией чемпиона мира по латиноамериканским танцам Дениса Тагинцева, Но от сюжета классика все равно никуда не деться. На сцене будут представлены и 22 проститутки из заведения «Сила Господня», и три сотни швей на рубашечной фабрике, и 514 женщин из жизни Габито. Возвышаться над всем этим должен дуэт стариков в исполнении Игоря Костолевского и Ольги Прокофьевой.

8, 9, 23, 24 апреля

«Две сестры»

Центр драматургии и режиссуры

Полтора часа без антракта займет у вас постановка Елены Павловой по пьесе «Две сестры» Ирины Васьковской. Все в этом спектакле пронизано чеховскими мотивами: Надя и Валя, заброшенные куда-то в захолустье, по-разному переживают утрату надежд. Вырваться из замкнутого круга допущенных ошибок и томного хмельного безделья они могут только благодаря случайной встрече. Но готовы ли к этому сестры?

«Герои будто погрязли в белом шуме, который на самом деле состоит из человеческих голосов. Каждый пытается достучаться, докричаться до другого, но никому не удается быть услышанным: ситуация безысходная. Ведь именно в глухоте людей по отношению друг к другу и кроется корень большинства человеческих проблем», — говорит актриса Елена Панова.

9 апреля

«Каренина. Процесс»

Театр наций

Theatreofnations.ru

Этот материал Алла Сигалова прокатала в концертном варианте на сцене «Барвиха Luxury Village» — светская публика осталась довольна. Теперь пришла очередь полноценного спектакля в декорациях золотомасочной Марии Трегубовой. Трех главных героев играют все те же: Анну Каренину — Софья Эрнст, Алексея Каренина — Игорь Миркурбанов, Алексея Вронского — Кирилл Власов.

Хрестоматийная история Льва Толстого все так же исследуется через призму бракоразводного дела, в котором эта троица — главные фигуранты. Прокурор — все та же Сигалова. «Для меня роман „Анна Каренина“ — прежде всего манкий, открывающий бесконечные новые грани сюжет, который близок и интересен любовным мороком, охватившим героев. Он притягивает, его хочется понимать, разбирать и анализировать. То, как в горячую плоть страсти внедряется абсолютно бытовое прохождение судебной тяжбы, дает мощнейший контраст, позволяющий воспринимать эту историю еще острее», — говорит она.

10, 11 апреля

«104 страницы про любовь»

Театр на Таганке

Легендарную пьесу Эдварда Радзинского на этот раз ставит талантливая ученица Олега Кудряшова Виктория Печерникова. История отношений стюардессы Наташи и ученого-физика, сотрудника НИИ Электрона Евдокимова, которым не суждено быть вместе, до сих пор заставляет сжиматься сердца. «Я писал пьесу о любви. О том, как люди попадают в любовь, как под поезд», — говорил о своей работе драматург. Режиссер Виктория Печерникова ставит перед собой еще более сложную задачу. «Вернуть слову „любовь“ исходное значение и узнать, исчезла ли душа за вуалью технологий, не упав в банальность и сентиментальность — этого мы хотим добиться от постановки», — объясняет она.

Любопытно, что театр уже имел дело с этой пьесой Радзинского в конце 1960-х. В знаменитом фильме Георгия Натансона «Еще раз про любовь» роль молодого физика очень хотел исполнить главный сердцеед «Таганки» Владимир Высоцкий. Но он был намного ниже Татьяны Дорониной, которая играла Наташу, да и по темпераменту они совсем не подходили. Пришлось срочно искать замену. Надеемся, в этот раз сложится все: и материал, и режиссерское видение, и артисты.

12, 13 апреля

«Москва. Полный круг»

Театр имени Моссовета

Эта постановка по самой что ни на есть современной драматургии. Пьеса Александра Архипова «Полный круг» стала победителем конкурса «Московские истории», который Театр имени Моссовета провел при поддержке Департамента культуры Москвы в прошлом году.

Режиссер Павел Пархоменко сохранил фабулу — главный герой едет по кольцевой линии Московского метрополитена в надежде снова увидеть девушку, в которую влюбился, — но добавил документальные истории жителей Москвы, собранные им и артистами театра в жанре вербатим. Получилось философское размышление о человеческих судьбах и судьбе страны в целом. Финал поднимает старый как мир вопрос: «Может ли любовь разорвать круг, по которому мы бесконечно бежим не куда-то, а от себя самих?»

14, 16 апреля

«Чокнутый и бесконечное счастье»

Театр «Практика»

Praktikatheatre.ru

У «Практики» новый резидент — Бинарный биотеатр, который представляет собой независимую группу единомышленников, выпускающую спектакли-эксперименты, исследующие возможности современного театра. «Чокнутый и бесконечное счастье» — как раз такой эксперимент. Спектакль поставил режиссер Василий Березин по полной нежности переписке с театроведкой Марией Кузнецовой. Событиям, которые эту переписку спровоцировали, уже десять лет, поэтому режиссеру и артистам удалось выйти за рамки частной истории и создать спектакль о любви в большом городе.

«Приходите, вспоминайте себя в юности, читайте письма, которые писали мысленно, и услышьте одинокий голос человека, которого воскрешает любовь», — агитирует Березин. Еще одним поводом прийти в «Практику» станет то, что в спектакле играет Александр Горчилин, которого после закрытия «Гоголь-центра» можно увидеть только здесь.

19 апреля

«Третий звонок, господа!»

МХТ имени А. П. Чехова

Народный артист России Станислав Любшин отмечает 90-летие, и к этой дате режиссер Кирилл Вытоптов ставит с ним спектакль по мотивам произведений Александра Куприна. Жизнь этого писателя была настолько яркой и насыщенной, что сама похожа на приключенческий роман. Судьба занесла его даже в театр: Куприн служил суфлером, актером «на выходах» и по совету Чехова думал поступать в труппу Художественного театра. Неудивительно, что в творчестве писателя так много произведений посвящено театру и судьбам актеров. В том числе и тем, кто пережил свою славу, как в повести «На покое», которую режиссер положил в основу спектакля.

«История о приюте для одиноких пожилых артистов — это вряд ли первое, на что вы захотите пойти в свободный вечер. Но то, с каким азартом, смелостью и самоиронией старшее поколение мхатовских артистов играет этот сюжет, пропустить решительно нельзя», — говорит Вытоптов.

22, 23 апреля

«Королева-мать»

Театр имени Евгения Вахтангова

У режиссера Сергея Яшина и актрисы Людмилы Максаковой сложился прочный творческий тандем. Они уже выпустили вместе спектакль «Мастер-класс» по пьесе Терренса Макнелли, где Максакова играет оперную диву Марию Каллас, а теперь пришло время сыграть героиню, в которой непонятно, чего больше — материнских чувств или королевских замашек. Пьесу Людмила Васильевна нашла сама, но, как теперь водится с сочинениями зарубежных авторов, сценическая версия отклонилась от оригинала.

Впрочем, зрителям нет до этого никакого дела, а Максакова за 60 с лишним лет работы на сцене научилась оправдывать своей игрой любые сюжетные повороты. Тем более что в «Королеве-матери» ей пригодится то, чем она владеет в совершенстве, — едкий сарказм и тонкий юмор.

23, 25 апреля

«Вероника»

Театр на Бронной

Константин Богомолов вновь берется за переосмысление советской классики. На этот раз в руки ему попалась пьеса Виктора Розова «Вечно живые», которую широкая публика знает по фильму Михаила Калатозова «Летят журавли», получившему в 1958 году «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. Тема суперактуальная — война как драма обычных людей.

Как подчеркивает режиссер, этот спектакль о молодых людях, почти детях, которые только начинают жить, а уже сталкиваются с большими и сложными вызовами судьбы. На их долю выпадают и подвиг, и предательство, и раскаяние, и трагическая любовь, и обретение новой жизни. Выстоять им помогают только больше цели, которые они перед собой ставят.

На сцене все поколения Бронной — от Людмилы Хмельницкой и Веры Майоровой до Даниила Чупа и Григория Верника.

28–30 апреля

Текст: Максим Андриянов 18+

Фото: «Каренина. Процесс»/@theatre_of_nations