В весенних постановках московских театров есть все, чего особенно не хватает в это время года: свобода, любовь, музыка, юмор и яркие краски. Выбирайте из пяти лучших спектаклей.
Театр на Таганке
Tagankateatr.ru
Вообще-то самая весенняя пьеса — «Снегурочка» Александра Островского. Вопреки названию, это не сказочка для новогоднего утренника, а история первой любви, которая обжигает посильнее яркого солнца. Большая часть действия здесь происходит именно весной, когда пробуждается не только природа, но и чувства. В Театре на Таганке режиссер Денис Азаров настолько увлекся этой стороной пьесы, что спектакль имеет возрастное ограничение в названии — скучать зрителям не придется.
Главную роль во взрослой «Снегурочке» играет красавица Дарья Авратинская, а у исполнителя роли Леля Павла Левкина такая спортивная фигура и в некоторых сценах такие тесные шорты, что становится не по себе. Как всегда у Азарова, в этой постановке много музыки, света и непременной иронии. Ведь за 200 лет с рождения Островского, да что там — с начала веков, ничего в феномене первой любви не изменилось.
10 марта
РАМТ
Ramt.ru
Роман-бестселлер Марины Степновой перенес на сцену молодой режиссер Алексей Золотовицкий. В его интерпретации вымышленная фигура гениального советского ученого Лазаря Линдта окончательно превращается в тень, а на первый план выходят судьбы трех связанных с ним женщин.
Всех персонажей, включая Линдта, играют Полина Писарева, Анна Ковалева и Нелли Уварова (в другом составе — Дарья Семенова). Играют азартно, с теплотой, юмором и максимальным погружением в материал. Ведь Золотовицкий очень бережно отнесся к интонациям романа, написанного витиеватым, ярким, сочным слогом. Две его главные темы — любовь и домашний уют — раскрыты в спектакле максимально наглядно: холодный зеркальный кабинет декораций превращается в квартиры разных героев пьесы, гостиничный номер, балетный класс и даже кладбище. Все, чтобы зритель пришел в конце к простому, но очень важному выводу: жить для кого-то — всегда лучше и счастливее, чем жить только для себя.
16 марта, 5, 18 и 24 апреля, 3 и 19 мая
Театр Терезы Дуровой
В 2023-м отмечают 130-летие Владимира Маяковского. Театр Терезы Дуровой выпустил спектакль, который позиционируется как путешествие по миру моды и чувственной поэзии великого писателя. Задача амбициозная, ведь до этого еще никто не пытался показать Маяковского не певцом революции и глашатаем советского строя, а неисправимым романтиком, красивым мужчиной, умевшим производить впечатление на женщин.
Тереза Дурова, чтобы пуститься в эту авантюру, собрала отличную команду. Художник-постановщик Мария Рыбасова придумала декорацию в виде мастерской таинственного портного, который на живую нитку шьет судьбу Маяковского. Художник по костюмам Виктория Севрюкова создала модную коллекцию в духе начала XX столетия. А композитор Сергей Кондратьев поместил стихотворения классика советской поэзии в атмосферу джаза. На сцене — лишь актеры-мужчины и живой оркестр. Так что спектакль будет интересен не только тинейджерам, которым нужно закреплять школьную программу по литературе, но и подругам с претензией на интеллектуальность.
15 и 23 марта, 12 апреля, 24 мая
Театр «Сатирикон»
Satirikon.ru
«Весна, обострение…» — мы часто говорим эти слова, встречаясь с какими-нибудь абсурдными человеческими проявлениями. Молодой режиссер Гоша Мнацаканов решил сочинить гимн абсурду, взяв за основу пьесу «Елизавета Бам» и жизнеописание ее автора Даниила Хармса, известного таинственной и непривычной логикой мышления. В спектакле Мнацаканова женщины играют мужчин, мужчины — женщин, все театральные приемы нарочито утрированы, а в конце между облупленными фасадами питерских домов появляется звездное небо, на которое возносится главный герой — то ли Елизавета Бам, то ли сам Хармс. И из-за того, как играющий обе роли Антон Кузнецов нелеп и трогателен в этот кульминационный момент, к горлу подступает ком.
Имейте в виду: спектакль идет больше заявленных в программке трех часов — артистам так нравятся их импровизации, на которых построено действо, что иногда они увлекаются. В этом случае «Елизавета Бам» становится похожа на ведро сгущенки — вкусно, но очень много.
29 марта, 11 апреля
Театр Ермоловой
Один из самых жизнеутверждающих спектаклей сезона. В его основе — переписка всемирно известной детской писательницы Астрид Линдгрен и обычной шведки Сары Швардт, долгое годы работавшей уборщицей. Первое письмо Сара написала, когда ей было 12 лет: она хотела, чтобы Астрид помогла ей получить роль в кинофильме. Из этого ничего не вышло, зато переписка затянулась на 30 с лишним лет. Поначалу в письмах они обсуждали важные для подростка вопросы, потом говорили о жизни, свободе, вере в Бога и справедливости.
По своим причинам Швардт и Линдгрен никогда не встречались, только обменивались фотографиями, а о самом факте их переписки мир узнал только в 2012 году после выхода книги «Ваши письма я храню под матрасом». Именно она вдохновила режиссера Георгия Смирнова на создание спектакля о том, что каждый трудный ребенок должен быть «увиденным». И, возможно, если быть к нему внимательным, он окажется не таким уж и трудным. Как рассказывала сама Сара Швардт, ее дочери-подростки плакали, когда читали книгу. Так что запаситесь носовыми платками.
7, 8 и 25 марта
Текст: Максим Андриянов
07 марта, 2023