Фото: Михаил Голденков / The City
«Ажурные» человеческие фигуры в Хьюстоне, Монреале, Сан-Диего и Токио, огромная голова девочки с закрытыми глазами, в разное время появлявшаяся в Венеции, Нью-Йорке и Мадриде, и другие объекты – все они эффектны внешне, часто интуитивно понятны и по замыслу скульптора обращаются к глубоким человеческим эмоциям и размышлениям. В Москве работы Пленсы показывали лишь однажды – 10 лет назад была небольшая выставка в частной галерее, и параллельно в «Москва-Сити» около башни «Федерация» выставляли одну из больших скульптур. Нынешняя экспозиция – первый музейный показ. По сути, это ретроспектива – представлены объекты за 30 лет, выбранные скульптором и испанским куратором так, чтобы показать основные мысли, которые занимают его все это время. Вход на выставку – огромная фотография мастерской, которая воспроизведена в реальном масштабе, так что несложно представить, что попадаешь в пространство его идей.Фото: Михаил Голденков / The City
Одно из детский воспоминаний Жауме Пленсы: мама приводит его в магазин с колышущимися занавесками. Именно они навеяли форму этой инсталляции. «Занавески» из букв занимают весь зал и воспроизводят целиком Всеобщую декларацию прав человека, принятую ООН в 1948 году. Главные ее постулаты появились еще во время Великой французской революции – знаменитые «Свобода, равенство, братство». Идеи защиты человеческого достоинства и равных возможностей звучат со всех сторон (внутри инсталляции они звучат в прямом смысле – инсталляцию можно трогать, сквозь нее можно пройти и буквы будут ударяться друг о друга и звенеть в такт движению), но не соблюдаются. Мы может придумать и написать декларацию, но неспособны обеспечить ее выполнение. По замыслу Пленсы, эта работа – коллективный портрет человечества, и каждый может буквально войти внутрь и ощутить себя его частью.Фото: Михаил Голденков / The City
Весь зал занимают бронзовые двери с надписями: «Сомнение», «Мечта», «Любовь», «Радость», «Случайность», «Идентичность». Проект был сделан для французского Валанса в 1994 году, находился там около года, и изначально 21 бронзовая дверь размещалась в разных частях города – на узких улочках и площадях, в горах и в порту. Их было легко перепутать с обычными дверьми. Казалось, их тоже можно открыть и войти – надпись задавала вектор движения, а каждый, кто их видел, сам представлял и додумывал, что может находиться за порогом.Фото: Михаил Голденков / The City
Один из самых узнаваемых образов, созданных Пленсой, – портрет девочки с закрытыми глазами. Идея пришла ему 15 лет назад, и с тех пор появилось много вариантов – из разных материалов, в разном масштабе, огромные – для городских пространств, небольшие, как здесь, для музейных залов. У портретов есть реальные прототипы, но кто это – не так важно. Глаза девочки всегда закрыты – взгляд ее обращен внутрь себя. Люди слишком много говорят о внешних вещах и придают им слишком большое значение, хотя не мешало бы почаще обращаться к своим глубинным мыслям и чувствам.«Молва». Фото: Михаил Голденков / The City
«Дух-Материя». Фото: Михаил Голденков / The City
В детстве родители Пленсы водили его на симфонические концерты, и больше всего в оркестре его завораживала перкуссия – инструмент большую часть времени безмолвствовал, но в решающий момент вступал, и казалось, что именно он тут главный. В разных работах Пленса использует звук – гонга, по которому зритель бьет колотушкой; воды, почти невидимая и невесомая капля которой, попав на металлическую пластину, заполняет гулом большое пространство. «Молва» основана на идее английского поэта Уильяма Блейка о том, что главное – наполнить пространство идеей. Пленса заполняет его звуком, одновременно напоминая, как много шума производит человек и как важно создавать вокруг тишину.Фото: Михаил Голденков / The City
Московский музей современного искусства
Петровка, 25Читайте также