Если вам приелись типичные бизнес-пространства внутри бывших заводов, то эта подборка для вас. Собрали неочевидные (и даже незаслуженно забытые) варианты современной промышленной архитектуры от Электрозаводской до Малого Козихинского.«Богатырь»
ул. Краснобогатырская, 2Это суровое здание бывшего завода по производству резиновых изделий «Богатырь», основанного банкиром Лазарем Поляковым, а после революции названного «Красным богатырем». Главный корпус фабрики построил ведущий мастер московского модерна, архитектор Густав Гельрих из Гамбурга, поэтому в архитектуре заметно влияние немецкого рундбогенштиля («стиль круглой арки»). Напротив него раскинулся конструктивистский городок для рабочих 1920-х годов и множество дополнительных заводских построек и складов. Найти завод несложно по пожарной каланче, которая возвышается над Богородским.
После закрытия резинотехнического производства на территории появилось что-то вроде кластера со множеством разных арендаторов — от шиномонтажа до мастерских художников и гонг-медитации. В ближайшем будущем здесь запланирована реновация, поэтому не стоит затягивать с визитом.
Электрозавод на Яузе
ул. Электрозаводская, 21Недалеко от «Богатыря» находится следующий шедевр промышленной архитектуры — Электрозавод на Яузе. Его грандиозный неоготический корпус начали строить до революции по проекту Георгия Евланова. По задумке архитектора весь завод должен был быть богато украшен и выполнен в неоготическом стиле — с окнами-розами, витражами и башнями, напоминающими ратушу. После государственного переворота от этого неэкономного плана отказались, однако средневековый дух сохранили — въезд на завод украшают четыре готические башни, а дворы напоминают улочки древнего города.
В 1920-х здесь размещались разные предприятия, а в 1928-м комплекс получил общее название — Электрозавод, который впоследствии разделили на три разных завода — МЭЛЗ, АТЭ и МТЗ. Здесь впервые в СССР освоили производство больших трансформаторов, цветных кинескопов и электроламп. Именно первой лампочке посвящен иммерсивный спектакль-прогулка «Красный Вольфрам», который проходит по цехам предприятия — 21 подлинная история героев технической революции, подаривших свет миллионам советских людей. А как увидели Электрозавод московские художники, можно посмотреть на выставке «Первый индустриальный пленэр» с 24 мая по 25 июня в Центре Гиляровского. В экспозиции — лучшие работы, созданные во время пленэрных занятий под руководством художника-педагога Дарьи Градолиевны на закрытой территории Электрозавода.
Фабрика Эрманс
ул. Воронцовская, 10Ныне «Мосхимфармпрепараты», и ее водонапорная башня — доминанты улицы. В 1907 году, когда была построена фабрика, вокруг нее был промышленный район. По соседству располагалось, например, известное табачно-гильзовое производство «Катык» — его псевдоготическое здание со множеством деталей находится на Воронцовской, 35.
Фабрика Эрманс выполнена в более строгом стиле — функциональная, рациональная, с минимумом украшательств. Ее здание построено во время повального, хоть и довольно короткого периода увлечения модерном — закругленные проемы, аккуратный эркер, минималистичные башни. И если к готике в Москве уже привыкли, то северного модерна в городе куда меньше (к этому больше тяготеет Санкт-Петербург). В 1918 году фармакологическое производство француза Эрманса было национализировано, и сейчас «Мосхимфармпрепараты» считается старейшей российской фармацевтической компанией.
Дом на Садовнической
ул. Садовническая, 57 Один из редких примеров удачного перевода индустриальной архитектуры в жилую. Трехэтажное краснокирпичное здание изначально было винным складом, который входил в империю водочного короля Петра Смирнова. Здания, связанные с легендарным миллионером из крепостных, раскиданы по всей Москве: дом Смирновых у Чугунного моста или, например, бывший «Винторг».
Здесь стоит обратить внимание на тщательно сохраненную кирпичную кладку и деликатное отношение к архитектурным деталям. Этот дом — отличный образец промышленной московской архитектуры XIX века.
ГЭС-1
ул. Садовническая, 11После громкого обновления ГЭС-2 многие забыли о номере 1 — старейшей действующей электростанции в России. ГЭС-1 (тогда — Раушская электростанция) была построена по указу императора Александра III в 1896 году. Изначально станция представляла собой всего три здания по проекту архитектора Николая Басина — машинный зал, котельная и заводоуправление. Это была первая в Российской империи станция, дающая переменный ток.
Ее несколько раз перестраивали, увеличивали площадь, здания сносили и накладывали буквально одно на другое. Лучший вид на конструктивистское строение станции открывается с Москворецкой набережной, а посмотреть на начальную стадию можно с Садовнической улицы — проходная МОГЭС находится как раз на краснокирпичном складе конца XIX века.
Скоропечатня Левенсона
Малый Козихинский пер., 9, корп. 7Это изящное, несколько сказочное здание 1900 года стало одной из первых московских построек в стиле модерн, который в тот период только входил в моду. Однако архитектор Шехтель не ограничивался трендами: он стилизовал типографию под нечто среднее между русским теремом и средневековым замком, украшенным арками, башнями и шпилями. Именно в этой фантазийной постройке печатали свои сборники Цветаева и Эфрон, и здесь же была напечатана первая книга Чехова — «Сказки Мельпомены».
Во время реставрации в 2013–2016 годах зданию вернули первоначальное цветовое решение, лепной декор и барельефы, а также привели в приличный вид все сказочные башенки и витиеватые металлические украшения.
Текст: Алина Пчелинцева