Форма поиска по сайту
Все материалы

5 ярких картин, которые стоит посмотреть на выставке «Выбор Добычиной»

В Музее русского импрессионизма началась выставка «Выбор Добычиной». Посвящена она одной из первых российских галеристок, которая еще в 1911 году основала свое Художественное бюро, где в разное время выставлялись Казимир Малевич, Наталья Гончарова, Натан Альтман, Александр Бенуа и другие художники. Выбрали пять работ из личной коллекции Добычиной, на которые вам точно стоит посмотреть. Выставка идет до 24 сентября.

Натан Альтман. Пейзаж. 1910

С 1912 года до самого закрытия в бюро галеристки проходила «Постоянная выставка современного искусства», на которой выставлялись работы современных художников разных творческих взглядов. Здесь можно было увидеть рисунки мирискусников — Николая Рериха, Мстислава Добужинского и Анны Остроумовой-Лебедевой, а также «крайней молодежи» — Ольги Розановой и Василия Кандинского. Состав экспозиции менялся раз в несколько недель. Все экспонаты продавались, а вход на выставку был платный — полученные средства шли в том числе на перевозку экспонатов, наем помещения, печатание каталогов, рекламу, отопление, освещение и оборудование выставок.

Натан Альтман не единожды входил в комитеты выставочных проектов Добычиной, участвовал в выставках бюро и часто сотрудничал с галеристкой. Владимир Милашевский отмечал, что она даже стала неким «скрытым рычагом» на многих поворотах судьбы Альтмана.

Константин Сомов. Портрет Н. Е. Добычиной. 1921

Один из основателей объединения «Мир искусства» Константин Сомов не раз сотрудничал с Надеждой Добычиной. Его работы входили и в личную коллекцию галеристки, а в 1921 году художник создал графический портрет Надежды Евсеевны. Сам Сомов довольно язвительно отзывался о созданных работах — в дневниках он писал: «Работал. Добычина в восхищении, так как она у меня на портрете моложе, красивее, благороднее и не похожа!» Даже через несколько лет Сомов отмечал в одном из писем сестре: «Я тебе писал уже, что буду рисовать даму и не красивую. Но ведь сделал же я из Добычиной дюшессу. Может быть, и тут мне повезет и останутся мной довольны».

Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт. 1920

Во время Второй мировой войны Надежда Евсеевна была эвакуирована в Алма-Ату. Там она продолжила заниматься кураторской деятельностью и организовала Вторую Республиканскую художественную выставку, за которую была награждена грамотой Верховного Совета Казахской ССР. В Алма-Ате Добычина продала несколько работ из личной коллекции: так, в собрании Государственного музея искусств Республики Казахстан имени Кастеева оказались картины Кузьмы Петрова-Водкина и Александра Головина.

Мартирос Сарьян. Голубые цветы. 1914

Важная глава в истории бюро связана с объединением «Мир искусства». На протяжении трех лет в стенах дома Адамини прошло шесть экспозиций мирискусников. Надежда Добычина не была их организатором, а лишь предоставляла выставочные залы. На обложках каталогов значилась эмблема объединения с орлом. Для художников постоянная выставочная площадка в центре города была очень важна — прежде мастерам приходилось демонстрировать свои работы в разных и не всегда подходящих пространствах.

Николай Рерих. Озерная деревня. 1915–1916

Продолжение выставки «Выбор Добычиной» на третьем этаже музея расскажет о проектах Художественного бюро, которые по разным причинам не были осуществлены. Среди них встречаются и персональные выставки художников: так, Добычина планировала персональные экспозиции Льва Бакста, Василия Кандинского, Сергея Судейкина, Василия Шухаева, Николая Рериха. Выставка последнего должна было состояться в 1914 году. Кроме того, галеристка задумала гастроли этой экспозиции. В газете «Речь» упоминалось: «Выставку произведений Н. К. Рериха Художественное бюро имеет в виду перевезти из Петербурга в Мюнхен, Берлин и Париж».

Фото: пресс-служба Музея русского импрессионизма

Читайте также