На фестивале ландшафтных объектов Архстояние – он проходит в Никола-Ленивце с 26 по 28 июля – презентуют не только новые объекты, но и пять опер. Все они написаны молодыми композиторами, режиссерами и драматургами в Лаборатории «КоOPERAция». Поговорили с композиторами о каждой из них. Перед авторами опер, так же, как и перед авторами арт-объектов, стояла задача вписать произведения в окружающий ландшафт. В итоге здесь не будет ни сцены, ни зрительного зала: декорациями станут уже существующие арт-объекты, деревья и поляны. Да и спектакли, положа руку на сердце, сложно назвать операми в традиционном понимании: все они построены на стыке современной музыки, театра, перформанса, танца и даже 3D-проекции.
«Curiosity»
Фото: пресс-служба фестиваля Архстояние
Опера вдохновлена Twitter-аккаунтом марсохода космического агентства NASA. Основой для партитур стал язык программирования, многократно усиленный до объемного звучания.
Есть несколько вещей, которые для меня как для композитора особенно интересны в работе над этой оперой. Первое – это язык программирования, на котором общаются операторы марсохода, получают и передают информацию. Мне хотелось найти ему музыкальный эквивалент и создать различные визуальные среды его существования. Второе – то, что марсоход Curiosity живет вполне человеческой жизнью и испытывает необходимость в общении, несмотря на то, что он машина. Его протекторы регулярно оставляют послания на поверхности Марса, а Twitter ежедневно пополняется вполне человеческими высказываниями о проблемах и ситуациях, в которые он попадает.
«feux follet|блуждающие огни»
Фото: пресс-служба фестиваля Архстояние
Опера соединяет водные ландшафты парка Никола-Ленивец, поверья о воде и человеческое желание все время смотреть в прошлое. А также обращается к мифу об Орфее и Эвридике и славянским преданиям о блуждающих огнях – существах, сбивающих с пути.
Очень хочу увидеть, как это произведение прозвучит в естественной среде Никола-Ленивца. Поставить современную оперу без нового режиссерского языка просто не получится. Поэтому я всегда в поиске подходящей театральной формы и другого языка для новой музыки.
«WWW» World Wooden Web
Фото: пресс-служба фестиваля Архстояние
Работа состоит из двух частей: оперы растений и спектакля «О растениях». Первая идет от восхода до заката: получая либретто, сгенерированное на месте из сигналов растений, гости смогут воссоединиться с природными биоритмами в «зеленом театре». Во второй части специальные датчики интерпретируют полученные данные от кустов, деревьев и травы, чтобы запустить art/science эксперимент, где не понятно, мы следим за растениями или они за нами.
Специализируясь на электронной музыке, я привык создавать инструменты, которые я использую вживую. Этот проект интересен для меня именно потому, что в нем мне нужно создать инструменты не для себя, а для растений. Инструменты помогут растениям петь и общаться друг с другом, создавая оперу. Теперь, когда все готово, я полностью уверен в музыкальных способностях каждого куста, правда, немного переживаю об их психологическом состоянии: выступать перед публикой, тем более в первый раз – это всегда стресс.
«Imprints|Отпечатки»
Фото: пресс-служба фестиваля Архстояние
В основе сюжета – история девушки, которая обнаруживает в архивах ГУЛАГа информацию о том, что ее дедушка был надзирателем. Это в корне меняет ее жизнь, помогая исследовать внутренние барьеры и найти себя через проработку памяти.
В этой опере я решила разделить певцов и музыкантов, играющих в ансамбле на два пласта: есть солирующий голос меццо-сопрано, который практически все время находится в дуэте с басовой флейтой, и два других голоса в ансамбле с ударными инструментами. По сути, это иммерсивный театр, где все находится в движении, и зрителю нужно быть внимательным, чтобы ничего не упустить.
«TEO/Teo/THEO»
Фото: пресс-служба фестиваля Архстояние
Человечество в своем стремлении найти высшую силу не сильно изменилось за минувшие тысячелетия. Меняются лишь технологии и средства. Представьте себе бота–компьютерного проповедника, которому человек доверяет свою духовную жизнь, бота–компьютерного начальника, которому он отдает контроль над своей социальной жизнью, и бота–компьютерного возлюбленного, получающего власть над сердцем. Человек взаимодействует с искусственным интеллектом, и алгоритм учится у людей.
Нам захотелось поговорить о проблеме сосуществования человека с искусственным разумом, в том числе с различными ботами и электронными гаджетами. Как все эти искусственные голоса, созданные с помощью программистов, часто заменяют людям настоящее общение. Что касается музыкального языка, мне хотелось сравнить три несочетаемых мира, найти далекие друг от друга точки соприкосновения, как по драматургии, так и по музыкальному материалу, чтобы зафиксировать общую тенденцию развития музыкальных жанров в контексте оперы.
26–28 июля
Подробная программа – на сайте
Билеты: от 4 000 рублей (без парковки и проживания)