Форма поиска по сайту
Все материалы

Что с российской фантастикой? Спросили у создателей кино

В середине июня в кино вышел фантастический триллер «Сквозь время» — масштабный российский проект с большим объемом графики. В конце июля фильм появится и на онлайн-платформах. Режиссер триллера Александр Богуславский обсудил с исполнителем одной из главных ролей Егором Корешковым российскую фантастику. Помогали разбираться в теме — кинокритик Александр Шебанов и специалист по спецэффектам для кино Денис Елдышов, который работал с Джеймсом Кэмероном над «Аватаром».
Егор Корешков
актер

О своем опыте в фантастике

Наверное, первым было что-то короткометражное, сейчас уже и не вспомню. Ну а первый полноценный проект — «Звездный разум». И потом еще один фильм, который пока не вышел.

Любой проект, связанный с фантастикой, это большой риск. Но у меня был, например, фильм «Горько». Было много авторского кино, сериалов, были награды, был коммерческий успех. Я могу себе позволить поэкспериментировать.

Я люблю этот жанр, научную фантастику. Я с детства читал Герберта Уэллса, Курта Воннегута, мне нравится погружаться в эти миры. И Кинга любил читать. Меня все это увлекало и привлекало.

О том, почему зритель не доверяет российской фантастике

Русским комедиям, ситкомам, спортивным драмам ведь тоже особо не доверяют, просто их любит какое-то количество людей. Плюс бюджеты: на фантастику хорошие деньги начали выделять только в последние несколько лет. То же «Притяжение» — масштабный, успешный проект. Отличная графика, крепкий сюжет. Но в проектах попроще часто бывает так, что зритель не успевает разобраться в линиях, докрутить.

Об общих проблемах российского кино

На самом деле, любой проект в нашей стране — это про выживание. Какой ни возьми, все пытаются что-то придумать в ограниченной истории с временем, бюджетом, кадрами и все хотят сделать что-то хорошее. Из того, что я знаю изнутри, я понимаю, что то, что получается на выходе — это круто.

О том, чем наша фантастика может выделиться

Я так скажу: большая часть зарубежных проектов — коммерция на простых сюжетах и драматизме. Есть и сверхоригинальные вещи, но их минимальное количество. Российской фантастике нужно взять на вооружение наши глубокие смыслы, потаенные. Какие-то духовные вещи, социальные. Есть куча примеров, когда голливудские студии перекупали наши и европейские истории из-за их оригинальности, вот на этом мы сейчас и можем выезжать.
Александр Шебанов
кинокритик

Об истории отечественной фантастики

Развитие этого жанра связано напрямую с развитием науки. Пик соприкосновения этих индустрий пришелся на 1930-е. Первым фильмом считается «Космический рейс» Василия Журавлева. Это «Интерстеллар» того времени. Со стартом космической гонки пришли и другие фильмы. Например, «Человек-амфибия». Но после Джорджа Лукаса и «Звездных войн» нам было уже не угнаться за США.

О том, в чем сейчас главная проблема нашей фантастики

У нас хорошие продюсеры, но есть проблемы с авторами. В СССР были Булычев, Ефремов, Беляев, Стругацкие. Нам не хватает прямо сейчас вот такого рода писателей.

О лучших Sci-fi родом из СССР — России

Я начну с анимации, вспомнить хотя бы «Контакт» или мультфильм «Полигон». Если говорить про российскую фантастику современную, то фильм «Спутник». У него конечно есть проблемы как у любого другого фильма. Но при всем при этом у него есть и очевидное достоинство: он очень атмосферный и очень хорошо держит напряжение, что и должен делать триллер. Также я рекомендовал бы обратить внимание на фильм «Мишень», это сложное кино, артхаус. Кино не для всех.
Денис Елдышов
специалист по спецэффектам для кино

О главных вехах в истории кинофантастики

Помните фильм «Броненосец Потемкин»? Там еще флаг раскрашивается в красный цвет — это, можно сказать, прообраз графики. Потом был 1940-й и «Унесенные ветром», где докрашивали какие-то первые фоны. Ну а потом пришла компания Дисней и вывела анимацию на новый уровень. Дальше был Кэмерон и конечно второй «Терминатор» в 1991-м.

О свободе действий на голливудских проектах

На сериале «Властелин колец» у меня было много свободы и мне это нравилось. Мне давали задание: сделать взрыв, крушение, падение и я сам подбирал референсы и делал. Если мы берем такие большие проекты как «Аватар», то там у меня не было возможности сделать шаг влево, шаг вправо. Но это тоже плюс — не нужно заниматься поиском.

О случаях на голливудских проектах

В сериале «Властелин колец» мы делали сцену, где герой падал с лошади и штука в том, что очень сложно повторить анимацию животного, тем более, падающего. И мы придумали, что будем в последний момент подменять реальную лошадь цифровой. И над коллизиями падающей лошади с ветками, грязью мы работали несколько месяцев, вплоть до последнего дня сдачи проекта.

Второй момент, мы работали над «Аватаром» и я делал сцену, прорисовывал воду, текстуры, пену. Сцену утвердили, но попросили добавить несколько кадров, и вот из-за этих кадров потом на компьютере сцена считалась трое суток, а в фильме это всего 10 секунд.

А позже я работал над мировым трейлером «Аватара» и там одна лодка делает крутое пике и мы долго рисовали, подбирали симуляцию пены, как это красиво будет выглядеть, прошли все уровни утверждения, все сказали «супер, круто» и это уже вошло в трейлер. Но в конце Джеймс Кэмерон говорит нет, лодка слишком хорошо сделана, пена слишком много на себя забирает внимания, поэтому мы ее удаляем.

О трех фильмах над которыми не работал, но очень хотел

Первый — это самый мой любимый фильм «Интерстеллар» Кристофера Нолана. Может быть с точки зрения компьютерной графики это не самый яркий фильм, но для меня играют большую роль не только голая графика, но и эмоции, которые наполняют сюжет. Второе, чтобы я отметил, это безусловно фильм «Матрица». Скажу больше: сейчас я работаю в Сиднее на студии FOX, где как раз и снималась «Матрица». Ну и третий фильм пусть он останется в будущем, чтобы я смог в нем поучаствовать.

Фото: Kashaev Pavel East News

Читайте также