В издательстве МИФ вышла книга Марины Голубевой «Главное в истории мифологии». Она рассказывает о ключевых моментах и их интерпретации — от зооморфных мифов и первобытной магии до Рагнарёка и Апокалипсиса. Публикуем сразу несколько глав про мифы в быту, советском и современном искусстве. Например, почему люди закрывают лица малышей на фото в соцсетях и зачем верят в «зеленых человечков».Мифы как часть культурного наследия прошлого
Мифы — ценнейшее наследие человеческого прошлого, в них заключены истоки культуры всех народов земли. Но миф не исчез из сознания человечества, превратившись в исторический артефакт. Для современного человека, как и для многих поколений его предков, характерна потребность в мифотворчестве, которая реализуется в создании современных мифов.
Мифы, рожденные в глубокой древности, стали основой развития культуры человечества. Разрушались города, исчезали с лица земли цивилизации и народы, сменялись религии, но мифологические сюжеты, передаваясь из поколения в поколения, оставались в памяти людей. Мифы, отшлифованные тысячелетиями человеческого творчества, и сами по себе шедевры. В них нашли отражение коллективный опыт людей, их понимание жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти. Нет ни одной сферы культуры, на которую мифы не оказали влияния. Эти фантастические сказания стали культурной основой религий, превратившись из хаоса образов в стройные вероучения и философские системы.
Мифологические сюжеты легли в основу выдающихся произведений искусства: живописи, скульптуры, поэзии. Мировая литература выросла непосредственно из мифологии, став первой формой ее обработки и осмысления. В мифах реализуются важные потребности человека в создании социального порядка, поддержании психологического комфорта, понимании смысла своего существования. Язык мифологических образов универсален и понятен человеку любой национальности и исторической эпохи. Мифы— самая ранняя форма познания мира. Несмотря на их фантастичность, без них невозможно представить развитие всех форм человеческого сознания, в том числе наук.
«Книжная» мифология
Первобытные мифы возникли в дописьменную эпоху и существовали исключительно в устной традиции. Цивилизация развивалась, появились религиозно-философские системы, при этом часть древних мифов сохранилась в священных книгах, эпосах, поучениях мудрецов и житиях святых. Но большая часть исконной народной мифологии осталась в устной форме и постепенно частично утрачивалась, частично изменялась, превращаясь в сказки. Сохранить мифы и донести их до современников помогли записи древних сказаний, которые часто делались уже тогда, когда миф перестал безраздельно властвовать в сознании человека. К тому же авторы записей старались упорядочить хаос, царящий в мифах, сгладить противоречия, привести фантастические истории в литературную форму, сделать их более понятными современникам. Это неизменно приводило к искажению оригиналов, неправильному пониманию символики и образов. Записи древних мифов в настоящее время существуют в трех формах. Собрания мифов, сделанные священниками-миссионерами и исследователями фольклора. Например, «Старшая Эдда» — сборник древнеисландских сказаний о богах и героях, записанных католическим монахом Сэмундом в XI веке, или «Калевала» — карело-финский эпос, записанный Элиасом Леннротом. Записи этнографов, изучавших в XIX — начале XX века примитивные племена Африки, Северной и Южной Америки, Австралии. Они сохранили первобытные мифы в почти неизменном виде. Сборники литературно обработанных мифов, написанные современными авторами на основе древних источников. Например, «Мифы Древней Греции» Николая Куна, «Мифы и легенды Древнего Востока» Александра Немировского, «Один» Карла Мунка.
Древние мифы доступны современному человеку в систематизированном, литературно обработанном виде. Заслуга обработчиков в том, что они помогли сохранить мифы и легенды в меняющемся мире, но это уже не те величественные и непостижимые фантазии древнего человека. «Книжная» мифология более литературна, цивилизованна и в то же время в чем-то более примитивна, чем настоящие мифы.
Мифы в светском искусстве XVI–XIX веков
Сюжеты древних мифов, которые использовались художниками, поэтами и писателями, оказали огромное влияние на светскую культуру. Классическая литература, живопись, скульптура своим развитием во многом обязаны античным мифам. А с другой стороны, именно связь искусства XVI–XIX веков с античной мифологией позволила сохранить ее сюжеты и образы героев в памяти человечества.
Миф как отражение коллективного опыта и важная часть культуры человечества всегда был источником вдохновения для поэтов, писателей, художников. Осмысление и интерпретация мифологических сюжетов легли в основу произведений многих литераторов — от Гомера и Вергилия до Булгакова и Толкина, от Шекспира и Гёте до Кафки и Фолкнера. К мифам обращались и художники, создавая шедевры, поражающие воображение. Возрождение классических мифологических мотивов в искусстве началось в XV веке, в эпоху Ренессанса. Используя сюжеты преимущественно античных мифов, художники показывали с их помощью вечные истины и реалии своего времени. В своих картинах создавали яркие иллюстрации к древнегреческим и древнеримским мифам Питер Пауль Рубенс и Диего Веласкес, Сандро Боттичелли, Тициан Вечеллио, Микеланджело Караваджо и Антонис ван Дейк. Традиция использования мифологических сюжетов в живописи сохранилась и в XVIII–XIX веках стала важным признаком классического искусства. Мифологические сюжеты привлекали художников яркостью и разнообразием; освободившись от религиозного влияния, мифы давали широкий простор фантазии. Их образы не только стали средством изображения человеческих страстей и вечных истин, но и позволяли создавать аллегории на злободневные темы, события и политических деятелей.
Возрождение древних мифов
Одним из заметных процессов в сознании современного общества стала ремифологизация — возрождение интереса к мифам, в том числе самым древним формам мифологического сознания. Это, казалось бы, парадоксальное явление связано с целым комплексом причин: угрозой техногенных катастроф, страхом человека перед социально-политическими конфликтами, нестабильностью существования, повышенной тревожностью из-за неуверенности в завтрашнем дне. В решении этих психологических проблем человек вновь прибегает к мифам — испытанному средству, дающему надежду на помощь сверхъестественного, объясняющему абсурдность мира происками вселенского зла. Современная мифология представлена разными направлениями. Важную роль в ней играют возрожденные и адаптированные к сознанию современного человека древние мифы и культы: магия, неошаманизм, неоязычество.
Неошаманизм— эклектичный набор верований и практик, дошедших до настоящего времени из разных культур как первобытных народов, так и древних цивилизаций Шумера, Индии, Египта, Китая и т. д. Неоязычество— возрождение и адаптация древних верований национальных религий, например:
• эллинизм — реконструкция древнегреческих религиозных практик;
• асатру — неоязыческое движение на основе воссоздания древних скандинавских мифов;
• родноверие — система древнеславянских верований и культов;
• тенгрианство — реконструкция мифов и древних культов тюркских и монгольских кочевых народов;
• неодруидизм — преобразованные культы и мифы кельтов.
Это только самые известные и многочисленные из возрожденных мифологических систем.
Возрожденные мифы существенно отличаются от древнего оригинала, сохраняя лишь самые важные и привлекательные для современного человека сюжеты и дополняясь новыми обрядами и ритуалами. Но это не игра в героев мифов, а именно мифы с их древними функциями и магическими практиками.
Миф в современном познании мира
Современный миф, так же как сотни и тысячи лет назад, помогает человеку объяснить непонятное, упорядочить представления о реальности, связывая отдельные ее аспекты в единую картину мира. И сейчас человек находит в мифе объяснение жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти. Того, что никакая наука постичь не в состоянии.
Одна из основных функций мифа — эпистемологическая: объяснение непонятных человеку явлений окружающего мира и себя в нем. Традиционно считается, что древние мифы помогали человеку понять мир при недостатке научного знания. Однако в современном обществе с развитой наукой мифы продолжают выполнять ту же функцию — они компенсируют человеку недостаток рационального знания. Объем и разнообразие современных научных истин таковы, что постичь их одному отдельно взятому человеку невозможно. К тому же новейшие научные открытия совсем не делают понятнее обычный мир и повседневные реалии, в которых живет человек. Разрозненные, разобщенные сферы науки в сочетании с архисложными теориями, понятными только узкому кругу специалистов, не обеспечивают человеку упорядоченного знания.
Потребность в целостном знании, так же как тысячи лет назад, удовлетворяет мифотворчество. Элементы древних и новых мифов дополняют фрагментарные научные знания в сознании современного человека и помогают ему сформировать целостный взгляд на мир. Так, многие непонятные явления нашего сегодняшнего мира объясняются происками инопланетян, тайно существующих среди людей. По сути, это современная интерпретация древних мифологических сюжетов, в которых демонов и духов заменили «зеленые человечки» и рептилоиды. Негативные явления в обществе современная мифология объясняет теорией заговора тех же рептилоидов, иллюминатов с магическими знаниями, экстрасенсов, аннунаков с планеты Нибиру или других мифических существ.
Особенности современных мифов
У современного человека, так же как у многих поколений его предков, существует потребность в мифотворчестве. Это своеобразная защитная реакция на угрозы внешнего мира, перед которым человек чувствует себя бессильным. Современные мифы, отличаясь от архаичных по содержанию, остаются такими же по сути.
В XIX — начале XX века, когда люди начали активно изучать древние мифы, исследователи были уверены в архаичности мифологического сознания. Рождение мифов объясняли невежеством и примитивным мышлением первобытных людей. Однако сейчас уже очевидно, что мифы рождаются и здравствуют в современном мире, а психологическая потребность человека в мифотворчестве не исчезла с развитием науки и рационального сознания. Современные мифы отличаются и от архаичных (первобытных), и от классических (языческих). Они не властвуют безраздельно в сознании людей, а скромно прячутся за псевдонаучными теориями, политическими лозунгами и бытовыми суевериями. У многих верующих людей мифы заменяют сложные религиозно-философские догматы, делая вероучение и обряды проще и понятнее. Потребность современного человека в мифотворчестве связана с нестабильностью жизни, тревогой за себя и близких, страхом перед войнами и техногенными катастрофами и неуверенностью в завтрашнем дне. В нашей современной жизни есть множество факторов, на которые мы не в состоянии повлиять и последствия которых не можем предугадать. И современному человеку, так же как его далеким предкам, остается надеяться на чудо, помощь сверхъестественных сил и эффективность магических ритуалов. В мифах же нет противопоставления естественного и сверхъестественного, поэтому они способны сгладить противоречия между рациональным научным знанием и верой в чудо.
«Бытовая» мифология
Как и в далеком прошлом, современное мифотворчество проникает во все сферы жизни. «Бытовые» мифы разнообразны, причудливы и широко распространены благодаря СМИ, рекламе и общению в интернете. Причем скорость распространения этих баек и охват аудитории значительно превышают возможности древних мифов. И мы даже не догадываемся, насколько мифологизированное наше сознание, поскольку живем в мире мифов. Большинство их сюжетов всем знакомы и привычны: если носить банковскую карту рядом с мобильным телефоном, она размагнитится; полный холодильник потребляет больше электроэнергии; нельзя выкладывать в Сеть фото маленьких детей— могут сглазить и т. д.
Особую роль в современном мифотворчестве играет реклама. В роликах, баннерах, слоганах используются символы, которые встраиваются в массовое сознание и становятся основой современных мифов. Так, компании Coca-Cola удалось не только превратить подкрашенную газировку в главный новогодний напиток, но и создать миф о рождественских праздниках и о Санта-Клаусе. Рекламные сюжеты, по сути, мифологичны. Их персонажи близки к мифическим героям древности — так же, как они, далеки от реальности, обладают неземной красотой и волшебными вещами, которые так хочется иметь и простым смертным. Ведь Red Bull окрыляет, а мистер Пропер уберет квартиру сам.
Современные «бытовые» мифы по разнообразию и фантастичности не уступают древним суевериям и быличкам. Особую роль играют рекламные мифы, которые используют древние психологические механизмы и целенаправленно формируются в сознании людей.
Сциентистские (научные) мифы
Современная наука с ее сложными для понимания теориями не только не препятствует мифотворчеству, но и создает для него благоприятные условия. Наука в представлении людей становится могущественной сверхъестественной силой, способной даровать благоденствие или уничтожить человеческую цивилизацию.
Научный прогресс, начавшийся в XVII–XVIII веках, тесно связан с пропагандой научного знания, его доступности и неограниченных возможностей. Но на самом деле для широких масс доступными стали лишь научная терминология и мечты о прекрасном будущем, которое может обеспечить знание. Возвеличивание науки, начавшееся с XVIII века, привело к появлению такой разновидности мифов, как сциентистские, или научные (наукообразные). Один из них — «мессианский»: убеждение в особой роли науки как инструмента для построения рая на земле. В настоящее время этот миф уже неактуален — стало очевидно, что последствия развития науки и техники далеки от райских. Но наука и ее достижения, малопонятные неспециалистам, продолжают оставаться одними из факторов мифотворчества. Упрощенные, адаптированные к массовому сознанию современные научные теории используются для объяснения древних мифов и верований. Так, существует множество наукообразных эсхатологических «пророчеств». Неизбежность апокалипсиса связывают то с ядерной войной, то с падением метеорита, то с глобальным потеплением, завоеванием инопланетян или работой Большого адронного коллайдера. И почти ежегодно назначается новая дата конца света. Множество мифов связаны с нанотехнологиями, квантовой биологией, генной инженерией, робототехникой и другими новейшими достижениями науки.
Мифы в современном искусстве
Интерес к мифологическим сюжетам в современной культуре не только не снижается, но и усиливается, захватывая разные сферы искусства. Особенно важно отметить активное использование древних мифов и образов их героев в литературе. Фэнтези — один из самых популярных современных жанров — сформировалось на основе литературной обработки сюжетов западноевропейских мифов: германских, кельтских, исландских, скандинавских. Эльфы, гоблины, гномы, тролли, драконы и другие мифические существа прочно обосновались на страницах современных книг. Основоположниками популяризации западноевропейских мифологических сюжетов в художественной литературе стали писатели Джон Толкин, Говард Лавкрафт и Роберт Говард. В таком направлении, как славянское фэнтези, активно используются сюжеты славянских мифов. В качестве примера этого жанра можно привести книги Анджея Сапковского, Марии Семеновой, Юрия Никитина. А мифы Юго-Восточной Азии находят отражение в корейских дорамах и японской манге. Не исчезли и классические античные мифы, которые часто становятся основой киносценариев. Но и художники не забывают мифологических персонажей, хотя современная живопись и графика отличаются от изобразительного искусства XVII–XIX веков. Однако мы можем любоваться великолепными иллюстрациями древних мифов, в том числе сделанными с использованием новейших компьютерных технологий. А мифические эльфы, гномы, орки стали неизменными участниками компьютерных игр.
Пройдя долгий путь через века и тысячелетия, древние мифы не стерлись из памяти людей. Они по-прежнему вызывают восторг и ужас, а их образы стали неотъемлемой частью современной культуры и источником вдохновения для художников, писателей и сценаристов.
Фото: МИФ