В Еврейском музее и центре толерантности 24 октября стартует выставка «Энди уорхол и русское искусство». В экспозиции — как работы самого художника (из частных коллекций), так и картины представителей российского поп-арта. Выбрали 5 интересных экспонатов, которые точно нужно увидеть: разноцветные значки доллара, переодевания в Мэрилин Монро и легендарные банки с консервированным супом.Автопортрет, 1966
Энди Уорхол
Уорхол был великолепным колористом, который использовал как локальные, контрастные цвета, так и обращался к сложносочиненным — разрабатывал оттенки, уходил в монохромность. Этот автопортрет воплощает как раз вторую тенденцию. Уорхол создал пантеон из образов звезд: среди них актеры и актрисы, писатели, музыканты, спортсмены, политики, богатые светские львы и львицы. Впоследствии он сам стал знаменитостью, чьи портреты популярны и узнаваемы не менее, чем созданные им изображения Мэрилин Монро. Глядя вдаль, приложив руку ко рту, художник выглядит расслабленным, уверенным , серьезным и спокойным. Этот «Автопортрет» воплощает архетипический образ художника. Это Уорхол как знаменитость — и в то же время сам по себе.
Жизнь замечательных Монро, 1996
Владислав Мамышев Монро
Монро стала главным альтер-эго художника, что отразилось даже в его фамилии. Он перевоплощался в нее для серии «Жизнь замечательных Монро» в 1995 году, используя типичную для поп-арта стратегию работы с архетипическими образами массовой культуры. Художник следовал традиции карнавалов и травестийных переодеваний. Такое полное растворение в образе и мистериальный характер происходящего свойственны всей художественной стратегии Мамышева-Монро.
Знак «$», 1982
Энди Уорхол
Для этой серии Уорхол изобразил знак доллара самостоятельно, а не взял существующий в рекламе или масс-медиа символ, как он это обычно делал. В выразительной линии и эффектном силуэте чувствуется рука профессионального иллюстратора, коим и работал Уорхол до начала своей карьеры в качестве независимого художника.
В шелкографии ощущается ироничный оттенок –- современное искусство, которое воспринимается как предмет роскоши и удачная инвестиция, в трактовке Уорхола буквально несет на себе изображение валюты. Поначалу, приступая к теме денег в 1960-х, художник изображал только банкноты, а уже затем, в серии со знаками он передавал сам логотип «американской мечты», связанной с представлениями о богатой жизни, власти и гедонизме.
Волосы художника, состриженные в благоприятный день по Лунному календарю для привлечения денег, 2021
Олег Семёновых
В современном обществе, где многие стремятся обрести легкие деньги, появляются небывалые ритуалы и суеверия, связанные с «приманиванием» прибыли. Над этим феноменом и иронизирует Олег Семеновых. Он высчитал по лунному календарю день, в который стрижка считается благоприятным делом для привлечения денег, а потом остриженными волосами выложил заветное слово «деньги».
Суп «Кэмпбелл», 1968
Энди Уорхол
Когда Энди Уорхола спросили, почему он так часто изображает банки именно с этим супом, художник ответил: «Потому что я брал его постоянно. Раньше я ел один и тот же обед каждый день в течение двадцати лет». Выбирая этот простой и широко распространённый товар, он создал метафору жизни среднестатистического американца.
Впервые серия с банками была выставлена в галерее Ferus в Лос-Анджелесе в 1962 году. На ней было представлено 32 банки по количеству доступных в линейке Кэмпбелл вкусов (причем расположили их в ряд, как товары на полках в супермаркете). Выставка произвела эффект разорвавшейся бомбы в мире искусства. Начались споры, насколько художник может работать со столь низменными предметами повседневности. Конкуренты из соседней галереи в пику выставке Уорхола начали продавать настоящий суп Кэмпбелл по гораздо меньшей цене, чем произведения поп-артиста. Тем не менее, первый показ серии стал поворотным в карьере Уорхола и принес ему всеамериканскую славу.
Экспонаты для выставки выбирала куратор выставки Яна Звенигородская
Фото: Предоставлено пресс-службой