This browser does not support the video element.
Start
СССР, Казань, 1980-е. Война в Афганистане, кажется, подходит к концу — в отличие от очереди из похоронок. Андрей, 14-летний парень из не очень богатой, но более-менее обеспеченной по меркам времени семьи, живет с нервной мамой и пятилетней сестренкой. Учится играть на фортепиано, в свободное от музыкалки время нажимая «клавиши» пианино, нарисованные на куске ДСП. Скромен, человеколюбив, ответственен. Однажды в автобусе, где Андрей ехал вместе с одноклассником, к ним пристает Марат — парень из более зажиточной семьи, но ставший на скользкую дорожку и примкнувший к одной из расплодившихся в то время молодежных банд. Эта встреча меняет Андрея — он осознает, что в компании «настоящих пацанов» жизнь будет надежнее, сытнее и проще. Он становится юным бандитом по прозвищу Пальто, и его жизнь больше не будет прежней.Start
Если раньше Крыжовников делал фильмы исключительно о современности (если не считать скетчи для телешоу «Нереальная история»), то в новом сериале он впервые обращается к материалу прошлого — и делает это с какой-то удивительной, почти документальной точностью. Тут, конечно, необходимо сказать пару добрых слов еще и художникам-постановщикам, костюмерам, реквизиторам, локейшен-менеджерам и прочим людям, которые работали непосредственно над визуальной достоверностью. Журналистам (включая меня) на превью высылали так называемые рабочие версии первых трех серий — с не до конца доделанным звуком, пометками а-ля «вот это поправить на монтаже» и прочими нюансами быстрого сериального производства. Так вот, там был интересный момент, когда во время одной из сходок юных бандитов на фоне аутентичных высоток (снимали сериал в Ярославле), которые будто бы вообще не изменились со времен СССР, где-то вдалеке мелькала крохотная полосочка крыши здания-новостройки. Честное слово, не будь пометки на экране о том, что эту мелочь надо замазать на постпродакшене, я бы в жизни ее не заметил. Это чтобы было понятно, насколько дотошно авторы подошли к вопросу.Start
Допустим, исполнитель главной роли Леон Кемстач. Почти дебютант (в его фильмографии до этого лишь крохотная роль в фильме отчима, актера и режиссера Антона Богданова), он тем не менее играет как опытный артист, превращая своего персонажа из ботана в грозу улиц и горе для своей мамы буквально на глазах у зрителя. И это сила не сценария (о котором отдельно), а фактуры, внутреннего запала и общей достоверности. Бывает такое, что актер раскрывается на подходящем материале — это тот самый пример. Поэтому любой, даже самый второстепенный герой здесь выглядит как человек, а не как необходимая массовка, что уж говорить о центральных персонажах. Работа с актерами — важнейшая часть режиссерского ремесла, и порой кажется, что многие сериальные режиссеры об этом забывают, ограничиваясь лишь функциями кадрового менеджера, отдавая все на откуп опытным коллегам.Start
Здесь же драматургическая взвешенность и владение ремеслом (Золотарев, как никто другой в нашем кино, умеет в жанр и пользуется этим) идеально уживаются с внешней фактурой. «Слово пацана» — разыгранная как по нотам история восхождения по криминальной лестнице, на которую ступает Андрей по прозвищу Пальто, с несколькими сюжетными линиями. Пересекаясь между собой, они действительно ведут сюжет в нужном направлении и формируют характеры, а не просто создают событийный ряд. Вот, например, завязка: два обычных школьника подвергаются прессингу со стороны третьего — в отличие от них борзого и агрессивного. Вот скромный парень Искандер, обладающий упитанным, а значит, более внушительным телосложением, чем его товарищ по беде Андрей, увидев, что, оказывается, так можно, решает «крышануть» пацанов-близнецов и наехать уже на Андрея — за то, что якобы из-за него Марат забрал у него карманные деньги. Позже этот драматургический элемент обязательно выстрелит, ведь каждая сцена имеет свое значение для динамики сюжета; каждый «крючок» подвешен настолько грамотно, что поражаешься: а почему нельзя так делать всегда? А потому. Талант нужен.Start
Как бы отстраняясь от ситуации, отказываясь от каких-либо оценок, отдавая все на откуп актерам и декорациям, в которых те существуют, он в итоге показывает бандитизм таким, какой он есть на самом деле — как явление, в котором нет вообще ничего хорошего и героического. Просто невозможно представить себе, как кто-либо, посмотрев «Слово пацана», вдруг задумает набить на плече наколку и пойти крышевать местный ларек с пивом — материал сериала буквально кричит о том, насколько это гибельное для тебя, родных и окружающих людей решение. Это сериал, занятый ровно противоположным, нежели то, в чем его некоторые обвиняют, — деромантизацией организованной преступности. Он убедительно, точно и временами до ужаса достоверно воспроизводит ушедшую реальность, возвращая в нее зрителя, чтобы тот вынес необходимые для себя уроки жизни.Фото: Start
Читайте также
Читайте также