В декабре в мировой прокат выйдет фильм «Маленькие женщины». Это уже восьмая по счету полнометражная экранизация знаменитого романа Луизы Мэй Олкотт.
На этот раз за бессмертную американскую классику взялась режиссер Грета Гервиг, номинантка на Оскар-2018. История о сестерах Марч была написана 151 год назад, но до сих пор популярна и актуальна во всем мире. К премьере трейлера нового фильма Разбираемся, в чем успех романа и как «Маленькие женщины» повлияли на известных западных писательниц.
В 1867 году издатель предложил писательнице Луизе Мэй Олкотт написать роман для девочек. Олкотт делать этого не хотела: ее совсем не интересовали темы воспитания и поиска выгодной партии, а именно они считались главными в произведениях такого жанра. Но Олкотт все-таки приняла предложение, желая помочь своему отцу опубликовать рукопись по философии у того же издателя. За 10 недель она создала книгу, основанную на воспоминаниях о собственном детстве. После публикации в 1868 году «Маленькие женщины» стали бестселлером.
В романе отразились феминистские взгляды Олкотт. В юности она много общалась с журналисткой и борцом за права женщин Маргарет Фуллер, а в 70-х призывала дать женщинам право голосовать. Луиза Мэй предпочла карьеру семье: она не вышла замуж и не родила детей, что было вызовом для общества того времени. Но когда младшая сестра писательницы умерла после родов, Олкотт взяла ее ребенка на воспитание.
Сюжет «Маленьких женщин» основан на истории семьи Олкотт. Главные героини, сестры Марч, живут в Массачусетсе 1860-х годов. Старшая сестра Мег мечтает о традиционной жизни в роли жены и матери. Девочка-сорванец Джо пишет пьесы и хочет быть независимой. 13-летняя Бет послушна и добра – она собирает выброшенных кукол и ухаживает за ними в своей кукольной больнице. А младшая красавица Эми мечтает стать знаменитой художницей. Героини не слишком эффектны и сегодня кажутся обычными. Но в XIX веке такая палитра женских характеров была интересна и свежа. И если в конце 90-х женщины по всему миру сравнивали себя с четырьмя героинями «Секса в большом городе», то полтора века назад именно сестры Марч стали основными женскими типами.
Олкотт хотела написать роман, который помог бы обществу понять, что брак и дети – не единственный способ реализации женщин, но она совсем не порицала тех, кто мечтал о семейной жизни.
Олкотт написала продолжение «Маленьких женщин» – «Добрые жены», где автор выдала главных героинь замуж. Это перечеркнуло революционность и новаторство первой книги: даже Джо, так стремившаяся к независимости, стала женой взрослого профессора. Вместе они открыли пансион для мальчиков и девочек – не самая типичная история для середины XIX века, но это не спасло (и не спасает) писательницу от упреков. Есть версия, что продолжение создано в угоду читательскому запросу на «счастливый финал», а большинству он виделся именно в замужестве.
Самой яркой героиней «Маленьких женщин» была Джо (ее Луиза Мэй списала с себя). Она не соглашалась с той генднрной ролью, которую ей навязывало общество: хотела стать писательницей и не планировала вступать в брак. Именно образ Джо Марч стал главным ориентиром для многих женщин, воспитанных на романе.
Симона де Бовуар, французская писательница и идеолог женского движения:
«Я отождествляла себя с Джо. Бесцеремонная Джо забиралась на деревья, когда ей хотелось читать; она была гораздо более смелой, чем я. Я прекрасно понимала ее ужас перед шитьем и домашним хозяйством и разделяла любовь к книгам… Джо интереснее своих более ярких и красивых сестер из-за страсти к знаниям. Интеллект – ее превосходство, он гарантировал ей необычную жизнь».
Джоан Роулинг, британская писательница и сценаристка:
«Моя любимая литературная героиня – Джо Марч. Трудно переоценить, что она значила для маленькой, некрасивой девочки по имени Джоан, у которой был горячий характер и жгучее желание стать писателем»
Патти Смит, американская певица и поэтесса:
«Моей любимой книгой был роман «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт. Одна из главных героинь Джо Марч – упрямый сорванец и писатель. Я отождествляла себя с ней в очень юном возрасте и была вдохновлена тем, что она писала. Ее история помогла мне понять, что я тоже могу объединить воображение и энергию в тексте. С тех пор я всегда писала хотя бы по несколько строк в день».
Энн Петри, американская писательница, первая афро-американка, которая продала более миллиона экземпляров своей книги:
«Я не могла оторваться от романа, потому что встретила Джо Марч. Я чувствовал себя так, как будто была ее частью, а она – частью меня. Я тоже росла сорванцом и неудачником и вела тайный дневник .... Джо была будущим писателем, и я тоже».
18 августа, 2019