За какие заслуги мы знаем и помним Николаса Кейджа? За любимые картины из нашей молодости — и за ужасные фильмы, которые хочется вычеркнуть из памяти. За невероятные актерские перформансы — и за кошмарные роли, недостойные уважающего себя артиста. За яркий талант — и за чертовски спорный образ в жизни. Так кто же все-таки он, Николас Кейдж, гений или настоящий enfant terrible Голливуда? Кинокритик Иван Афанасьев, большой и давний поклонник актера, к премьере «Героя наших снов» рассказывает о его жизни, а также о том, как Кейдж на какое-то время стал звездой «плохого кино» и почему одни его обожают, а другие терпеть не могут.
Кадр из фильма «Герой наших снов»/«Экспонента Фильм»
Николас Коппола родился 7 января 1964 года. С происхождением ему повезло — как вы уже могли догадаться, он приходится родственником Фрэнсису Форду Копполе, а именно — племянником. Правда, этот факт он никогда особо не педалировал, хотя и сыграл у дяди в начале карьеры — в драме «Бойцовая рыбка». Там же он и впервые появился в титрах как Николас Кейдж — новую фамилию он взял (кстати, в том числе в честь одного из любимых героев комиксов — Люка Кейджа), чтобы показать: он не отпрыск знаменитой семьи, а самостоятельная творческая единица. Впоследствии он еще дважды работал с Копполой-старшим, но в итоге пошел по своему пути. Впрочем, режиссер «Крестного отца» и «Апокалипсиса сегодня» всегда отзывался положительно о племяннике — например, недавно похвалил Кейджа за актерский перформанс в «Герое наших снов». Кстати, актер изъявлял желание сыграть сына Сонни Корлеоне в «Крестном отце 3», но эта роль в итоге отошла Энди Гарсиа (и принесла ему номинацию на «Оскар»).
J. Vespa/Getty Images
Карьера Николаса развивалась вполне успешно. В 1980-х эксцентричному артисту с выразительной мимикой и внешностью плейбоя прочили звание звезды мелодрам и ромкомов, чему способствовали, например, фильмы «Во власти Луны» и «Пегги Сью вышла замуж». Однако Кейджа всегда интересовало сложное авторское кино — он работал с Аланом Паркером («Птаха»), Дэвидом Линчем («Дикие сердцем») и Барбетом Шрёдером («Поцелуй смерти»). В 1995 году он получил свой первый (и пока последний) «Оскар» за роль спивающегося сценариста в драме «Покидая Лас-Вегас». Новый виток успеха и популярности пришел, когда Кейдж стал сниматься в боевиках — началось все со «Скалы» Майкла Бэя. Впоследствии вышли такие фильмы, как «Воздушная тюрьма», «Без лица» и «Угнать за 60 секунд» — за последний он получил рекордный гонорар в 20 миллионов долларов, что сделало его одним из самых высокооплачиваемых актеров Голливуда. Казалось, вот он, успех!
Параллельно со съемками в блокбастерах в 2000-х (туда же «Сокровище нации», например), Кейдж продолжал появляться в авторском кино. Так, в «Адаптации», где сыграл близнецов — сценариста фильма Чарли Кауфмана и его брата Дональда (за что получил вторую номинацию на «Оскар»). Однако широкой публике он стал известен не только этим, но и странными, вполне в его духе выходками. Например, купил 22 автомобиля, в том числе девять «Роллс-Ройсов» — не спрашивайте зачем. Наверное, затем же, зачем и аквариум с домашним осьминогом и высушенные человеческие головы. Как и не спрашивайте, зачем ему понадобился череп тарбозавра, купленный на аукционе почти за 300 тысяч долларов (кстати, за него боролся также Леонардо ДиКаприо!). Которого вдобавок ко всему он позже лишился — оказалось, что древность была нелегально вывезена с территории Монголии. Звучит дико? Не более дико, чем покупка Кейджем знаменитого в США «дома с привидениями», принадлежавшего Дельфине Лалори, серийной убийце из XIX века, истязавшей своих рабов. Впоследствии он пытался продать дом, но никто не захотел стать владельцем такой недвижимости. В итоге особняк изъяли в пользу государства, чтобы рассчитаться с многочисленными долгами артиста.
Кадр из фильма «Адаптация»
Долги, кстати, были нешуточные. Дело в том, что статус одного из самых высокооплачиваемых актеров со временем уступил место статусу актера, сулящего фильму кассовый провал. Во второй половине 2000-х сразу несколько картин с участием Кейджа потерпели неудачу — «Синоптик», «Оружейный барон», «Плетеный человек», «Пророк» и другие. Какое-то время ему еще везло («Призрачный гонщик» и «Сокровище нации 2» все-таки принесли прибыль компаниям), но гонорары уменьшались, а отчисления со сборов почти полностью уходили на оплату налогов — к 2009 году Кейдж задолжал более шести миллионов долларов. Не так уж и много, скажете вы. Но ведь это не считая необходимости платить за то многочисленное имущество, что он уже скупил и не мог от него избавиться — вроде острова на Багамах и замка в Баварии.
Скандальный образ усугубляли проблемы с законом. В 2011 году Кейджа задержали за насилие над женой Элис Ким — на съемках фильма «Медальон» (кстати, тоже крайне провального) актер, будучи пьяным, поссорился и толкнул ее, после чего бегал по улицам Нового Орлеана, пытался зайти в чужие дома и даже нахамил полиции, из-за чего чуть не попал за решетку. Забавно, что задержавший его офицер полиции оказался фанатом Кейджа и в итоге отпустил его. Впрочем, этот момент как будто стал переломным: актер окончательно вышел из обоймы звезд и превратился в глазах общественности и продюсеров в крайне спорного артиста, с которым опасно работать. С 2010-х в его карьере наступил, пожалуй, самый печальный период. Чтобы иметь хоть какие-то средства на жизнь, Кейдж был вынужден сниматься буквально во всем подряд, превратившись в актера би-муви — дешевых боевиков с низкими бюджетами и еще более низкими гонорарами. О восьми- и семизначных суммах речи уже просто не шло — лишь бы хоть что-нибудь заработать.
Кадр из фильма «Поцелуй вампира»
Тогда же и стали активно форсить всем известные мемы с актером — от знаменитого лица с выпученными глазами из «Поцелуя вампира» до фото, где невероятно грустный Николас Кейдж стоит на кинофестивале «Евразия» в национальном казахском костюме. Проще говоря, из человека, на которого все хотели равняться, он превратился в того, над кем все смеются. Удачи в кино случались, пускай и не коммерческого толка (например, в драме «Джо»), но в целом массовый зритель уже списал Кейджа в категорию «сбитых летчиков». Тем удивительнее, что, несмотря ни на что, у актера оставались преданные фанаты — так, в 2013 году энтузиасты учредили фестиваль имени Николаса Кейджа с марафоном из его картин. И тем более удивительно, что кумир с удовольствием общается со своими поклонниками — например, в 2017 году он посетил тот самый фестиваль, не предупредив организаторов, в результате чего привел зрителей в настоящий восторг. А в 2022-м провел Q&A на Reddit, где ответил на вопросы фанатов — и рассказал, например, что любит пчел!
Пожалуй, именно эти «остатки былой роскоши» от самых преданных фанов и были основой для того, чтобы помочь актеру вернуться в форму. В 2017 году вышел хоррор «Мэнди», где его герой мстит сектантам, убившим его жену. Фильм собрал крайне положительные отзывы зрителей и критиков, которые были в восторге от того, как Кейдж убедительно сходит с ума в порыве первобытной мести. С этой картины, как считается, и начался медленный, но верный ренессанс в карьере. Николас продолжал сниматься в плохом кино, однако хороших проектов становилось все больше — например, Кейдж озвучил нуарного Спайдермена в «Человек-паук: Через вселенные». Но главный триумф был впереди — в 2021 году вышла драма «Свинья», где актер сыграл реднека с таинственным прошлым, у которого украли любимую свинку, что обеспечивала им заработок, раскапывая трюфели. Этот образ сам актер называет в числе любимых в своей карьере наравне с оскароносной ролью в «Покидая Лас-Вегас» и «Воскрешая мертвецов» Мартина Скорсезе.
В 2022 году в интервью изданию GQ Кейдж сообщил, что наконец-то расплатился со всеми своими долгами и обрел финансовую свободу. Тогда же вышла «Невыносимая тяжесть огромного таланта», где актер сыграл самого себя — лихого героя боевиков Ника Кейджа, который ввязывается в историю с задержанием криминального элемента — иронично и вполне в духе всей кейджевской карьеры. Не стоит забывать, что свою фамилию он также взял в честь любимого композитора, авангардиста Джона Кейджа; сама игра Кейджа — это настоящий авангард. Актер практикует метод, который сам называет нуво-шаманизмом — когда ты не просто играешь, а буквально существуешь в качестве своего персонажа, грубо говоря, не по уму, а по естеству, повинуясь позывам, что диктует тебе роль. Именно поэтому Кейдж оказался с самого начала так привлекателен — в своих лучших ролях он экспрессивен, не боится переигрываний, а потому всегда смотрится ярко и выразительно (как в том самом мемном «Поцелуе вампира»). Неудивительно, что сыграть самого себя ему оказалось труднее всего — актер сам признавался в этом.
Кадр из фильма «Герой наших снов»/«Экспонента Фильм»
Так в чем же такая невероятная популярность Николаса Кейджа? Пожалуй, в том, что он сам — то еще кино. Человек, который прожил жизнь, достойную героя байопика — будьте уверены, лет через 40–50 он станет героем какого-нибудь фильма или сериала на манер «Вражды». Кейдж импульсивен, и это выражается в его часто безумных поступках: в 2019 году, например, он женился на визажистке Эрике Койке, с которой встречался меньше года, а затем аннулировал брак через четыре дня. Это тот случай, когда сумасшедшая (в хорошем смысле) натура человека буквально передается зрителю через экран.
В новом фильме «Герой наших снов» Кейдж играет профессора биологии, который вдруг стал сниться абсолютно всем людям на планете — представить себе в этом качестве кого-либо еще, пожалуй, просто невозможно. На самом деле эта роль, а не в «Невыносимой тяжести огромного таланта», отражает истинную суть статуса Кейджа — человека, который однажды стал известен на весь мир, а потом вдруг на время превратился в объект всеобщей ненависти. Который на самом деле просто хотел быть счастливым, заниматься своим делом (в случае профессора — писать книгу о муравьях) и наслаждаться жизнью. И для которого испытание богатством (или славой, как в фильме) прошло не очень удачно — вернее, наш герой чуть не потерял вообще все. В 2021 году по СМИ разошлась новость: пьяного Николаса Кейджа выгнали из ресторана, приняв за бездомного. Хочется верить, что это последний скандал с ним, который мы увидим, — судя по рейтингам последних фильмов с его участием (не хитовых, но по крайней мере смотрибельных, вроде недавнего «Ренфилда»), актер наконец-то взялся за голову и обрел возможность сниматься в тех проектах, в которых хочет, не вынуждая себя работать над чем попало, просто чтобы выжить. Впереди у него сиквел «Оружейного барона» и участие в новом фильме Оза Перкинса, одного из самых интересных хоррор-режиссеров. Пусть все будет хорошо, Ник!
Читайте также
15 марта