Композитор Кирилл Рихтер – о концерте-ретроспективе и саундтреке к фильму «Подбросы»

14 сентября в Зеленом театре ВДНХ пройдет концерт-ретроспектива 29-летнего композитора Кирилла Рихтера. В 2019 году он выпустил первый альбом CHRONOS, написал музыку к балету «Распутин» с участием Сергея Полунина и саундтрек к фильму «Фея» Анны Меликян. Поговорили с Кириллом о программе концерта и его новых проектах.

Фото: Алексей Дунаев

Почему захотели сделать именно концерт-ретроспективу?

Зеленый театр ВДНХ

проспект Мира, 119, строение 545

– Это, конечно, во многих смыслах ирония, потому что концерт-ретроспектива – это что-то пафосное и обычно про композиторов, которых с нами нет, либо про мэтров, но ко мне ни то, ни то не относится. Я подумал: почему бы не рассказать людям про то, как все начиналось и есть сейчас, используя музыкальный язык, и расставить в хронологическом порядке все сочинения, которые успел написать до сих пор. Все это сошлось в предложении продакшена Roofevents провести осенний концерт на ВДНХ.

Что прозвучит и по какому принципу выбирали произведения?

– На концерте прозвучат вещи из дремучих лет, когда я еще не думал о том, что музыка станет моим основным родом занятий. Это сольные фортепианные произведения, вторая часть – сочинения для трио: фортепиано, виолончель, скрипка. Музыка появилась в то время, когда мы с ребятами – виолончелистом Августом Крепаком и скрипачкой Аленой Зиновьевой – решили играть вместе. Ну и третья часть – камерный оркестр, сюда относится вся новая музыка. Мы выступим с OpenSoundOrchestra, которым руководит мой друг Станислав Малышев – прекрасный скрипач и преподаватель Московской консерватории.

В апреле вышел ваш первый альбом CHRONOS. Как его приняли в России и в мире?

– Альбом неожиданно тепло приняли за границей. Не то чтобы мы объездили весь мир, но в Европе и в Великобритании был особенный прием. Слушатели в России, конечно, совсем не отстают: мне это говорит лишь о том, что люди нуждаются в такой музыке. Мы выпустили также версию на виниле, потому что есть огромное движение меломанов, для которых прослушивание на пластинке – определенный ритуал. Например, в Европе это обычное дело, практически в каждом доме стоит проигрыватель.

Видео: Kirill Richter/YouTube

Готовите следующий альбом?

– Да, но пока это лишь эскизы, в целом есть самое главное – я определился с идеей.

Вы несколько раз работали над проектами с Сергеем Полуниным. В этом году в Лондоне состоялась премьера балета «Распутин» с вашей музыкой. Покажут ли постановку в России?

– В 2020 году мы с оркестром представим музыку из «Распутина» в Москве, а на осень запланированы концерты в Цюрихе и Гонконге.

Видео: Kirill Richter/YouTube

Вы писали музыку для нескольких фильмов. Можете назвать какой-то проект любимым?

– Моя любимая киноработа – «Подбросы» Ивана Твердовского, где все сошлось для меня как для композитора. Сочинил я не так много, но зато действительно доволен всем, что получилось: и тем, как музыка звучит в кино, и тем, как она его дополняет, и начальной идеей, повлиявшей на рождение этой музыки. Кроме того, я закончил работу над фильмом Анны Меликян «Фея» с Константином Хабенским в главной роли, насколько я понимаю, его выход сейчас переносится на весну 2020 года.

С кем из режиссеров хотите поработать в будущем?

– Я рад работать с любыми талантливыми режиссерами. Сейчас в проекте два фильма: это англо-эстонский и немецко-итальянский продакшены.

Что вам ближе: писать инструментальную музыку или музыку для фильмов и спектаклей?

– Для меня нет различия в жанрах, мне просто нравится создавать музыку. В последнее время мне ближе спектакли и театральные постановки. Чаще всего там отсутствуют жесткие ограничения по форме, структуре, там я чувствую больше свободы как композитор.

Фото: Иван Гущин

За творчеством каких современных композиторов следите? Считаете кого-то своим конкурентом?

– Я не слежу специально за творчеством каких-то композиторов, но если мне попадается хореографическая постановка или интересный фильм, я, конечно, первым делом смотрю, кто написал музыку. Про конкуренцию я не думаю, просто пишу свою музыку и искренне считаю, что появление каких-то новых сочинений у других авторов может вызывать только радость или азарт написать еще лучше.

Не так давно вы стали членом Союза композиторов. Почему решили вступить в Союз? Есть мнение, что подобные организации – пережиток прошлого.

– Мне поступило предложение из руководства Союза, и я подумал: почему бы и нет. Хотя бы потому, что формально это членство позволяет мне официально называть себя композитором. Конечно, есть мнение, что такого рода организации пропахли нафталином, в целом в этом много правды, тем не менее уважение к Союзу композиторов осталось. В его руководстве – неслучайные люди, это известные талантливые авторы, общение с которыми мне интересно. Перед новым руководством стоит по-своему интересная задача – оживить и омолодить эту структуру.


14 сентября в 18:30
Билеты: от 900 до 3 500 рублей

Ольга Завьялова

03 сентября