10 премьер Венецианского фестиваля, о которых будут говорить все

В Венеции начался 76-й Международный кинофестиваль – смотр, который всегда проходит легче, веселее и бодрее, чем рефлексирующие Канны или политизированный Берлин. Кинокритик Егор Москвитин составил гид по главным фильмам Венеции, которые точно будут обсуждать.

«Осиная сеть»

Фото: IMDb

Еще год назад французский режиссер Оливье Ассайяс гостил в Венеции с остроумной трагикомедией «Нон-фикшн» о муках буржуазной интеллигенции, а теперь вдруг представляет политический триллер о кубинцах, осужденных в США по обвинению в шпионаже. В ролях: Пенелопа Крус, Гаэль Гарсиа Берналь, восходящая звезда Ана де Армас и брутальный Эдгар Рамирес. Сразу после Венеции фильм поедет в Торонто, Нью-Йорк и Сан-Себастьян. Обычно такая фестивальная роспись свидетельствует об исключительном качестве кино.


«В ожидании варваров»

Фото: IMDb

Возможно, новая «Бразилия» – экранизация фантастического романа о магистрате отдаленной колонии вымышленной империи. Клерк влюбляется в местную девушку и встает на сторону ее народа в борьбе с метрополией. Одноименная книга Джона Кутзее вышла в том же 1980 году, что и «Рассказ служанки» Маргарет Этвуд, но до ее адаптации добрались лишь сейчас – в смутные времена, когда каждая неэкранизированная антиутопия становится на вес золота. Спродюсировал проект Джонни Депп, он же сыграл в нем роль полковника, который едет в колонию с ревизией из столицы. А совестливого и влюбчивого прокуратора изображает Райлэнс из «Шпионского моста». Есть в фильме и Роберт Паттинсон – актер с безупречным вкусом в выборе ролей.


«Атлантида»

Фильм украинского режиссера Валентина Васяновича, действие которого происходит вроде бы в будущем, но явно и в настоящем. Место событий – восточная часть Украины, вымершая в результате некой экологической катастрофы. Главный герой – бывший солдат Сергей, который страдает от посттравматического синдрома, а успокоение находит лишь в помощи девушке Кате, которая ищет в этой пустоши тела жертв войны и предает их земле.


«Преступный человек»

Фото: IMDb

В этом году в Венеции покажут отреставрированную версию «Калины красной» и документальный фильм об Андрее Тарковском, но самый свежий «русский след» в программе – картина грузинского режиссера Дмитрия Мамулии, руководителя Московской школы нового кино. Герой фильма становится свидетелем убийства человека, и это знание завораживает его, превращая жизнь в сюрреалистическое приключение.


«Желтовато-красная ересь»

Фото: IMDb

Фильм, которому предстоит закрыть фестиваль, в этом году выбран иронично: это триллер об арт-критиках, дилерах и прочих амбициозных людях, жизнь которых зависит от искусства, но которые не производят его сами. В ролях: Элизабет Дебики, Мик Джаггер и Дональд Сазерленд. Последний играет художника, которого планируют ограбить главные герои – паразиты от мира искусства.


«Американская кожа»

Фото: Sterling Light Productions

Три года назад фильм «Рождение нации» молодого афроамериканского режиссера Нэйта Паркера наделал очень много шума – хорошего и плохого. Во-первых, он шокировал самим своим контекстом: за сто лет до него в Америке сняли одноименный расистский фильм, воспевавший «Ку-Клукс-Клан», и Паркер решил показать изнанку этого зла, сделав во многом аналогичный фильм, но с чернокожими рабами в качестве героев. Которых половину фильма унижают, пытают, насилуют и убивают белые плантаторы и которые затем поднимают восстание, чтобы отплатить той же монетой своим господам.

Фото: IMDb

Этот до ужаса натуралистичный и ультражестокий фильм, напоминающий вестерн-ремейк «Храброго сердца», мог стать событием и в прокате, и на «Оскаре», поэтому был куплен на фестивале «Санденс» (где взял две главные награды) за рекордную сумму в 17,5 миллиона долларов. Но затем в прессе всплыла страшная история о прошлом Паркера, после которой продвигать фильм, где он занимает морализаторскую позицию (да еще и сам играет роль благородного мстителя), стало невозможным. Дело в том, что в колледже режиссера и его будущего соавтора сценария обвиняли в изнасиловании студентки, которая впоследствии покончила с собой. Обвинения с Паркера были сняты – даже несмотря на аудиозапись, где он подтверждает, что занимался с жертвой сексом. И вот, спустя ровно три года, Паркер снимает кино с той же амбицией (это, очевидно, жажда социальной справедливости для афроамериканцев) и вновь с собой в главной роли. На этот раз герой – школьный уборщик с военным прошлым, который решает отомстить за смерть своего сына. Того убил патрульный полицейский, но его тут же оправдали. Невероятно интересно узнать, как этот фильм примут в Европе, потому что три года назад в североамериканском Торонто на повторном показе «Рождения нации» Паркера ждали уже не только друзья, но и враги.


«О бесконечности»

Фото: IMDb

Шведский режиссер-абсурдист Рой Андерссон расширяет свою философскую трилогию «Песни со второго этажа», «Ты, живущий!» и «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии» до тетралогии. Новый фильм он сложил из 45 коротких историй, рассказанных на манер «Тысячи и одной ночи». Шахерезада рассказывала султану свои сказки, чтобы прожить еще один день, и то же самое делает в фильме режиссер – празднует жизнь, в конце каждой истории предлагая зрителю новый клиффхэнгер, свежую причину продолжать оставаться любопытным и открытым к миру вокруг. Поскольку все фильмы Андерссона непостижимы, в этот раз он сам любезно растолковал для сайта Венецианского фестиваля смысл своей работы: «Подчеркнуть красоту человеческой природы и воспеть радость быть живым».


«Раскрашенная птица»

Фото: nabarveneptace.cz

Черно-белая история про еврейского мальчика, который бежит на восток от ужасов Второй мировой войны. Кажется, когда мы увидим этот фильм, его захочется сравнить с «Иди и смотри», «Ночевала тучка золотая», «Войной Анны» и «Списком Шиндлера». К тому же здесь играет российский актер Алексей Кравченко из того самого «Иди и смотри», а вместе с ним Харви Кейтель, Удо Кир, Стеллан Скарсгард и служивший у Спилберга в «Спасти рядового Райана» Барри Пеппер. Легко представить, как этот удивительно разношерстный актерский ансамбль превратит фильм в басню про лебедя, рака и щуку. Но вдруг произойдет чудо?


«6.5 метров»

Фото: IMDb

Иранское кино в последние годы называют не иначе как «персидским чудом»: весь мир удивляется тому, какую бесстрашную чувственность и интеллектуальную состоятельностью демонстрируют режиссеры из страны с жесточайшей цензурой. Но фильм «6,5 метров», кажется, удивит даже тех, кто следит за восточной кинематографией пристально и давно. Потому что это не очередная аллегорическая притча, а 135-минутная остросюжетная драма про тюрьму, полицию, борьбу с наркотрафиком и тому подобные вещи, увидеть которые в Венеции не ожидаешь.


«Молочные зубы»

Фото: IMDb

Венецианский фестиваль, в отличие от Каннского, не любит политкорректность – в подборке конкурсных фильмов нет тенденциозности, а в решениях жюри сложно углядеть желание раздать всем сестрам по серьгам. У этой принципиальности есть и обратная сторона: год назад в программе, состоящей из двух десятков фильмов, была всего одна картина, снятая женщиной-режиссером. Но прогресс налицо: теперь таких фильмов сразу два! Один из них – «Молочные зубы» австралийки Шеннон Мерфи – имеет все шансы стать культовым среди насмотренных подростков. Героиня – тяжелобольная 17-летняя девушка с синими волосами. Она заводит нового бойфренда – мелкого наркоторговца с библейским именем Моисей. Он, как и положено Моисею, выводит ее из депрессии. Но Венецианский фестиваль – это не то место, куда может попасть очередная тинейджерская мелодрама, а значит, фильм будет полон сюрпризов.


Еще несколько интересных премьер Венецианского фестиваля – в видеообзоре Егора Москвитина.

Егор Москвитин

29 августа