Вечером 7 сентября Венецианский кинофестиваль объявил победителей – «Золотой лев» достался «Джокеру».
Почти сразу же за нашумевшим «Джокером» на кинофестивале в Венеции следовала премьера документального фильма «45 секунд смеха», в котором актер Тим Роббинс открывает школу комедии в американской тюрьме. Рассказываем о победителе и о том, как эти картины дополняют друг друга. Без спойлеров.
Редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов высказал мысль, что текущий Венецианский кинофестиваль строится на конфликте правды и неправды. У каждого фильма в программе есть двойник, опровергающий и выворачивающий наизнанку его тезисы. В «Истине» ссорятся мать и дочь, а в «К звездам» примиряются отец и сын. В «Брачной истории» герои разводятся и делят ребенка, а в «Эме» объединяются, чтобы отбить сына назад у приемной семьи. В «Офицере и шпионе» государство обвиняет в предательстве не того человека, а в «Осиной сети» – тех, кого надо; но при этом разведчики выглядят героями, а не отступниками. И так далее. Но мысль можно и усложнить: не исключено, что смысловая триада (или пирамида, как посмотреть) этого Венецианского фестиваля – это правда, неправда и постправда. То есть две измеримые величины и одна необъективная, рождающаяся на их стыке. Яркий пример того, как непохожие вроде бы фильмы вступают в химическую реакцию, – художественный «Джокер» из основного конкурса и показанный вне программы документальный проект «45 секунд смеха».
«Джокер» – кинокомикс, который вдохновлялся «Человеком, который смеется»: соперник Бэтмена в нем и сам оказывается мстителем в маске, готовым уничтожить весь мир за то, что тот не захотел оценить его шутки на сцене, зато всегда был готов смеяться над ним за ее пределами. Всеми забитый, психически неуравновешенный, нищий и не нужный никому, кроме больной мамы, молодой человек по имени Артур Флек работает уличным зазывалой и клоуном в детском госпитале. Его мечта – стать стендапером, но в нее не верит даже родная мать: «Разве для того, чтобы смешить людей, не нужно быть забавным?» А Артур какой угодно, но только не забавный: в глазах окружающих он уродец, фрик, лузер и псих. Теми же словами можно описать и город Готэм, в котором он живет, – вымышленную криминальную столицу США, переживающую гуманитарную, экономическую и экологическую катастрофы. Спасти мегаполис обещает кандидат в мэры Томас Уэйн – человек, которого фанаты комиксов знают как отца Бэтмена. А утешить город каждый вечер старается комик Мюррей Франклин – телеведущий в исполнении Роберта де Ниро. Готэм – это одна большая тюрьма (а лечебница Аркхэм – ее карцер для штрафников), и чтобы выжить в ней, Артур Флек решает смеяться громче других – и превращается в Джокера.
«45 секунд смеха» – документальный фильм, события которого происходят в настоящей тюрьме. Актер Тим Роббинс (звезда «Побега из Шоушенка» – картины, которую наверняка ценят зеки) вместе со своей труппой Actors Gang («Банда лицедеев») пытается с помощью уроков комедии изменить психологию узников. Если шутки Джокера убивают, то веселые спектакли раскрасившихся в клоунов заключенных, напротив, спасают им жизни. Это и есть две правды о комическом. Умберто Эко в религиозном детективе «Имя розы» считал, что смех – инструмент дьявола, низвергающий бога, и Джокер с ним, наверное, согласился бы. Но для Тима Роббинса, его помощников (среди которых есть бывший зек) и учеников комедия – форма досрочного освобождения, спасительная терапия. У каждого фильма – своя правда.
Про «Джокера» часто пишут, что это первый случай участия кинокомикса в основном конкурсе европейских кинофестивалей «большой тройки» (Берлин, Канны, Венеция), что не совсем правда. Фильм «Жизнь Адель», победивший в 2013 году в Каннах, был основан на французском графическом романе «Синий – самый теплый цвет». А в 2017-м в Берлине, пускай и вне конкурса, был показан «Логан» – финальная работа Хью Джекмана во вселенной «Людей-Икс», похожая скорее на самурайскую драму, чем на кино про супергероев. Образ архизлодея, который выстраивает «Джокер», тоже максимально далек от всего, что зритель привык ждать от жанра.
Картина выйдет в прокат в октябре, спустя ровно тридцать лет после премьеры «Бэтмена» Тима Бертона с Джеком Николсоном в роли клоуна-террориста. Но дани традициям саги в ней нет вовсе. Если и подбирать «Джокеру» сводных братьев, то это окажутся не картины Тима Бертона, Джоэла Шумахера и Кристофера Нолана, а «Забавные игры» Михаэля Ханеке и «Американский психопат» Мэри Хэррон. А может быть, и «Бешеный бык» Мартина Скорсезе, склонный к насилию герой которого в какой-то момент тоже пытался стать стендап-комиком, чтобы обуздать свой деструктивный характер. Каждая из этих картин – фестивальная: «Забавные игры» боролись за главный приз Канн, «Американский психопат» был впервые показан на «Санденсе», а «Бешеный бык» уже после американского проката открывал Берлинале. Как «Джокер» оказался в этом ряду?
В первую очередь благодаря игре Хоакина Феникса, призера Венеции («Мастер», 2012) и Канн («Тебя никогда здесь не было», 2017), обладателя «Золотого глобуса» («Переступить черту», 2006) и многократного номинанта на «Оскар». После ухода из профессии Дэниела Дэй-Льюиса (поговаривают, он будет делать обувь) Феникс стал, пожалуй, главным из лицедеев Голливуда – последним титаном, одинаково убедительным в роли Иисуса Христа («Мария Магдалина», 2018), парня, который встречался с айфоном («Она», 2013), и киллера, живущего со стареющей мамой («Тебя никогда здесь не было»). Для Джокера Феникс похудел так, что становится страшно; придумал сто тональностей смеха, в каждой из которых чувствуется агония безумца, и отточил движения, которые в этом году будут особенно популярными на Хеллоуине. Но важнее всего этого то, что он сделал Джокера – карту из рукава – абсолютно нечитаемым персонажем.
Когда Джокер дебютировал в комиксе 1940 года, его авторам – Бобу Кейну, Биллу Фингеру и Джерри Робинсону – было в среднем по 23 года. Так что вряд ли они руководствовались психологическими изысканиями Юнга. Да и знаменитый среди сценаристов текст «Герой с тысячью лиц» Джозефа Кэмпбелла (1949) на тот момент еще не вышел. Их злодей был злодеем просто потому, что это прикольно и необходимо для развития Бэтмена. Раз герой серьезный, ответственный и молчаливый, то пусть антигерой будет веселым, свободным от морали и очень артистичным. Режиссер «Мальчишника в Вегасе» Тодд Филлипс, снявший «Джокера» и написавший его сценарий вместе со Скоттом Сильвером («8 миля» и «Боец») наверняка работал над характером героя фундаментальнее. У Артура Флека есть и сексуальная фрустрация, и психические заболевания, и сложные отношения с матерью (которая его и и вдохновляет, и подавляет) и отцом (хоть и заочные – кто он, Артур не знает), и куча других комплексов.
Но когда в дело вступает Хоакин Феникс, все это перестает иметь значение. У актера есть своя правда насчет героя, и она ничем не похожа на правду Джека Николсона, Хита Леджера и Джареда Лето. Кстати, когда Леджер умер от передозировки, Николсон вдруг заявил, что «предупреждал его». Актер никогда не объяснял свои слова, но их сложно трактовать иначе, кроме как в том ключе, что любой, кто сыграл Джокера, расплачивается за это душевным покоем и физическим здоровьем. Правда, сестра Леджера назвала эту теорию вздором, рассказав, что игра в «Темном рыцаре» приносила депрессивному актеру облегчение и радость. Вот, пожалуйста, еще один случай, когда у каждого своя правда.
На фоне игры Феникса все остальное в «Джокере» отходит на второй план. А жаль: это невероятно целостный фильм, в котором каждая деталь сюжета и пространства помогает развивать внутренний мир героя. Последний раз таким стильным и содержательным кино по комиксам DC было ровно десять лет назад, когда вышли «Хранители» Зака Снайдера. В этом году у них, кстати, будет телевизионный ремейк на канале HBO, входящем в ту же корпорацию, что и ответственная за «Джокера» кинокомпания Warner Bros. Фильм и сериал выйдут этой осенью почти одновременно – и по мере сил подпортят праздник жизни конкурентам из Disney. Триумф «Джокера», впрочем, может начаться и раньше – этот фильм достоин не только участия, но и побед на Венецианском кинофестивале.
Что касается «45 секунд смеха», то это проект, победы которого уже стоят дороже любых золотых львов. Работа Тима Роббинса в тюрьмах начинается с простой игры: заключенные становятся в круг, вслух говорят свои имена и придумывают приветственные жесты. Стоит одному из них назваться и показать свое движение, как все остальные тут же повторяют за ним. И так по очереди. К концу игры люди, привыкшие относиться друг к другу с опаской, уже вовсю смеются. Между ними устанавливается зрительный контакт. Заключенные признаются, что до этого их круг общения определялся расой и национальностью. Но к концу фильма они уже безбоязненно нарушают эти границы, заводят знакомства и поддерживают друг друга. В конце каждого упражнения актеры просят зеков смеяться 45 секунд, ведь ученые доказали, что даже нарочитый смех увеличивает выработку эндорфинов. Вымышленному Джокеру это не помогло, а реальным преступникам помогает. И краски, которые они наносят на лица для того, чтобы сыграть в тюремной комедии дель арте, выглядят человечно и трогательно – а не как боевой раскрас клоуна-убийцы.
Когда Артур Флек в «Джокере» пробует себя в стендап-комедии, для него это выход из одной зоны дискомфорта в другую, еще более страшную и холодную. Заключенные, наоборот, часто повторяют, что их театральный кружок – это safe space, тихая гавань. В ней татуированные здоровяки учатся бесстрашно притворяться Коломбиной и Изабеллой – женскими персонажами из венецианской комедии масок. А в одной из терапевтических игр заключенные должны понарошку умирать – и то, как они картинно падают на пол, сильно диссонирует с гипертрофированным насилием «Джокера», ставшим возможным благодаря рейтингу «18+». Но самое пронзительное в «45 секундах смеха» – упражнение, в ходе которого участники должны описать, что они чувствуют, когда видят людей, общаться с которыми им тяжело и неприятно. «Я пытаюсь понять, не являюсь ли я сам причиной тому, что этот человек вызывает у меня отторжение». «Я думаю о том, что этот человек так закрыт от окружающего мира из-за своего опыта страха и боли». Звучат ли эти откровения преступников (кстати, фильм специально не уточняет, кто из них и за что сидит) фантастично? Только для тех зрителей, у которых есть предубеждения. К тому же кинооператор наблюдает за героями и тогда, когда они его не видят. И по их мелкой моторике видно, что эти люди действительно становятся более открытыми и дружелюбными. И свободными – насколько это возможно в тюрьме.
Так что Венецианскому кинофестивалю понадобились всего сутки (столько прошло между премьерами фильмов), чтобы отправить своих гостей на два противоположных полюса смеха. И в ближайшие дни исследователей правды и неправды наверняка ждут новые открытия – смотр только-только перевалил за середину.
02 сентября, 2019