С 7 по 15 сентября журнал «Искусство кино» и Japan Foundation (фонд, который занимается культурным обменом между Японией и другими странами, в Москве он базируется в библиотеке иностранной литературы) проводят фестиваль японской анимации. Показы пройдут в кинотеатре «Каро Октябрь», крутить будут топовые фильмы из золотого фонда аниме. Рассказываем о двух главных режиссерах феста (нет, Хаяо Миядзаки не вошел в список) и двух японских картинах Japanese Film Festival Russia.
«Каро 11 Октябрь»
Новый Арбат, 24Главный лирик аниме прославился на весь мир после выхода в прокат полного метра «Твое имя» в 2016 году (самая кассовая работа из Японии – $357 986 087, картина даже обогнала «Унесенных призраками» культового Хаяо Миядзаки), но на родине о нем заговорили гораздо раньше – в конце 90-х. Тогда его короткометражка «Она и ее кот» взяла главный приз фестиваля «2000 DoGA CG Animation». У Синкая много двухминутных фильмов («Улыбка», «Иныче Миры», «Огороженный мир»), ведь режиссер самоучка – на коротком метре он оттачивал мастерство. В мире японской анимации Синкая быстро окрестили «Вторым Миядзаки», но режиссер отнекивается – говорит, что не дорос еще до анимационного гения автора «Ходячего замка».
За 20 лет работы Макото Синкай заработал репутацию «последнего романтика японского аниме». Стилистический паттерн его картин легко узнаваем: рифленые разноцветные облака, высоковольтные провода на фоне ярко-взрывного неба, погода, которая точно передает чувства героев, детализированная архитектура, железная дорога, поезда, разделяющие судьбы людей и... чайник (кстати, именно на нем во время обучения Синкай отрабатывал технику рисования). В общем, очевидно, что режиссер пытается показать красоту в простых вещах.
И главное: все аниме Макото Синкай – о любви. Именно из-за этого лейтмотива режиссера обожают чувственные натуры, и особенно подростки. Классика его фильмографии – «5 сантиметров в секунду» (именно его покажут на фестивале). Картина транслирует вечную идею – настоящим чувствам не страшны ни годы, ни расстояния. При этом практически во всех работах Синкая любовь фактически равна меланхолии. И это неудивительно, ведь полторы тысячи лет назад в Японии слово «любовь» состояло из двух иероглифов – «одиночество» и «грусть». Можно предположить, что именно такое понимание этого чувства легло в основу всех аниме Синкая.
«5 сантиметров в секунду» – 8 сентября в 16:00
За свои 46 лет (режиссер умер в 2010 году) Сатоси Кон успел снять четыре полнометражных мультфильма – «Истинная грусть», «Актриса тысячелетия», «Токийские крестные», «Паприка» и сериал «Агент Паранойя», написать две манги (на самом деле больше – пять, но оставшиеся три не опубликованы) и несколько сценариев.
Кон еще в школе ходил на кружки рисования и любителей манги, а потом поступил в художественный университет Масасино. Позже Сатоси устроился на работу в журнал "Young”, где написал свою первую мангу – «Возвращение в море». Причем сам автор результатом остался не очень доволен, так что, если надумаете плотно знакомиться с творчеством Сатоси, не стоит начинать с его дебютной работы. Его карьера как режиссера аниме стартовала на крупной мультипликационной студии Madhouse. Именно здесь он создал нетипичные для японской анимации работы, которые узнаются по «дерганому» стилю монтажа (некоторые важные кадры намеренно вырезались) и идейному миксу из психоделики и абсурда.
Первая всемирно известная работа Кона – психологический триллер «Истинная грусть» (аниме есть в программе Japanese film festival) об актрисе и маньяке, который ее преследует. Картина получилась откровенно страшной из-за приема «фильм в фильме» – он запутывает зрителей настолько, что тяжело прочертить прямую линию между реальностью и фантастикой (получается только пунктир). Фильм даже цитировал в нескольких своих фильмах голливудский режиссер Даррен Ароновски.
Но самое грандиозное аниме Кона – психоделический детектив «Паприка» (на фестивале ее, к сожалению, не будет). Фильм боролся за главную награду Венецианского кинофестиваля в 2006 году и вдохновил Кристофера Нолана на съемки знаменитого научно-фантастического триллера «Начала». По сюжету в мире есть устройства, которые помогают терапевтам проникать в сны пациентов и записывать их на камеру. Три таких машины были украдены, теперь воры могут жить в собственном сознании и изучать его секреты.
И последний фильм из категории must see в творчестве Сатоси Кона – «Актриса тысячелетия» о пожилой кинозвезде, которая копается в тайнах своей жизни. Не зря Кона называют «Дэвидом Линчем японской анимации» и «Хичкоком в партнерстве с Уолтом Диснеем».
«Истинная грусть» – 14 сентября в 16:00
«Актриса тысячелетия» – 15 сентября в 16:00
Режиссер: Мори Масаки
Аниме основано на манге Кэйдзи Накадзавы 1970-х годов, где автор детально описывал атомную бомбардировку Хиросимы, поскольку сам являлся свидетелем национальной трагедии. В центре сюжета – мальчик Гэн и его семья до, во время и после катастрофы. Автобиографический текст Накадзавы в 70-е еле-еле пробился в печать (фотографический реализм отпугивал издателей), но благодаря волонтерам-переводчикам о нем узнал весь мир. Пацифистская драма «Босоногий Гэн» – анимированный документ эпохи (за что ее и очень ценят в Японии). В этом аниме есть все, что досконально передает атмосферу 6 августа 1945 года: страх, беспомощность, нищета, голод, неоправданный патриотизм.
«Босоногий Гэн» – 7 сентября в 16:00
Режиссер: Масааки Юаса
Для тех, кто обожает сюрреалистические эксперименты и хронологический хаос. Начало фильма довольно банальное – 20-летний неудачник Ниси живет скучно, хотя мечтает в обозримом будущем совершить парочку смелых поступков. Спустя 20 минут фильма из ниоткуда появляется якудза и убивает главного героя. Ниси воскресает и тогда реально начинаются игра наперегонки по просторам подросткового разума. Здесь нет статичных кадров: все вечно бегут, скачут или летят. Творчество Масааки Юаса – это вообще микс незаурядных галлюцинаций и глубоко индивидуальной японской анимации. Так что будьте готовы к очень изобретательному и техничному полету по миру подсознания.
«Игра разума» – 9 сентября в 20:00
Билеты: 350 рублей
06 сентября, 2019