Современный стиль приветствует эклектику, заимствования и гротеск. Одни носят только те вещи, которые в тренде здесь и сейчас, другие ищут вдохновение в моде прошлых лет. Мария Орлова и Андрей Скатков – реконструкторы исторического костюма. Профессия сильно повлияла на их повседневный стиль в одежде: часть исторических вещей перекочевала в современный гардероб. Сегодня Мария может провести день в городе в винтажном кимоно, а Андрей – в сюртуке с котелком начала XX века. Поговорили с парой о любви к историческому костюму, неприязни к масс-маркету и местах, где можно прикупить антикварную одежду и аксессуары.
– Когда и почему возникло ваше увлечение историческим костюмом?
Мария: Наш интерес начался с момента изучения исторического костюма в Театральном художественно-техническом колледже, на отделении художественно-костюмного оформления спектакля. Забавно получилось: я поступила на кафедру мужского костюма, а Андрей – женского. На первом курсе мы изучали современный костюм и тенденции актуальные на тот момент в фэшн-индустрии. Знакомились с коллекциями современных дизайнеров, в том числе с теми, кто вдохновлялся для создания эскизов историческим костюмом. Так мы и увлеклись последним.
Андрей: До поступления в колледж я учился в общеобразовательном лицее с художественным уклоном. Помимо рисунка и живописи, факультативно я ходил на занятия по росписи ткани. Уже тогда я старался эпатажно одеваться: носил футболки с самодельными надписями, отбеливал джинсы и все в таком духе. В колледже, на старших курсах у меня появилась возможность познакомиться с историческим костюмом и это не оставило меня равнодушным.
– Какой стиль в одежде вам больше всего нравится?
Мария: В историческом костюме мне ближе всего эстетика эпохи модерн конца XIX века – начала XX века. Но мой стиль жизни не позволяет мне ходить в туго зашнурованном корсете и многослойных объемных исторических платьях со шлейфами каждый день. Ездить в таком виде на машине и общественном транспорте невозможно. Поэтому мне особенно близка марка Vivienne Westwood – у этого дизайнера много отсылок к исторической одежде, в том числе моего любимого периода. Выглядит довольно вычурно, но ее можно носить каждый день.
Андрей: В одежде мы придерживаемся принципов неоромантического стиля: внедряем исторические вещи в современный контекст. Некоторые предметы одежды начала XX века я ношу каждый день, особенно люблю визитки и сюртуки. Они очень хорошо скроены и, несмотря на свой возраст (многим более ста лет), выглядят как новые. Некоторые современные марки обращаются к мужской одежде начала XX века. Мне очень нравится, как это делают Alexander Macqueen, Vivienne Westwood, Yohji Yamamoto и Comme des Garçons. Многие из них сочетают футуристические кроссовки с исторической классикой. Я делаю также. Иногда дополняю свой образ японскими аксессуарами. Например, из винтажного мужского пояса хеко оби, выполненного в технике шибори, получается отличный шарф.
– Расскажите историю костюмов, в которые вы сейчас одеты, и их приблизительную стоимость.
Мария: На мне довольно нарядное дневное платье 1910-х годов французского модного дома Aux Elegantes. У меня оно оказалось случайно. Одна женщина, которая заказывает у нас исторические туалеты для реконструкций, купила это платье для себя без примерки. А когда получила, поняла, что не сможет его носить: оно рассчитано на небольшой рост и очень узкую талию – около 56 сантиметров. Такие размеры характерны практически для всех платьев, которые сейчас есть на антикварном рынке. Мне в этом смысле очень повезло – моя комплекция позволяет мне носить подобные платья. Правда, приходится очень туго утягиваться в корсет. И когда наша клиентка увидела, как на мне сидит ее платье, она отдала мне его. Но если покупать такое же в антикварном салоне, оно будет стоить от 1000 долларов. Как правило, такие вещи из-за своего возраста и хрупкости материалов (кружево и шелк) находятся в плачевном состоянии – их невозможно надеть. Но у этого платья гипюровый чехол идеально сохранился, что большая редкость.
Андрей: На мне антикварные брюки и жилет 1900-х годов и рубашка того же времени со сменным воротником и застежкой на запонки. Все это я купил в магазине винтажной одежды OFF. Брюки и жилет стоили около 7000 рублей, рубашка – 1000. Серебряные запонки с гранатами – 8000, но мне их подарил владелец московского магазина The charm of old things. Лаковые ботинки Lloyd – 15 000 рублей, у меня очень большой размер ноги, поэтому мне практически невозможно подобрать подлинную историческую обувь. Золотой шатлен (брелок) для часов начала XX века я выиграл на Ebay за 4 500 рублей. Но самый интересный предмет – простой шелковый галстук с логотипом фирмы «Мюръ и Мерилизъ». Название этого бренда, скорее всего, сейчас мало кому известно, но до 1917 года он был очень популярен. Галстук куплен на московской барахолке за тысячу. В целом такой лук можно собрать за 36 500 рублей.
– Мария, вы ведь вряд ли носите платья XIX века в обычной жизни?
Мария: В конце XIX века женский костюм был очень замысловатым и достаточно сложным в носке. Поэтому я могу взять лишь некоторые его детали, например, кружевную блузку или нижнюю юбку. Но в обычной жизни меня чаще можно увидеть в антикварном кимоно, чем в кружевах и платьях прошлого века. Я люблю миксовать элементы японского традиционного костюма с чем-то современным.
– Как прохожие на улице реагируют на ваш стиль?
Андрей: Реакция бывает разная, все зависит от места, где мы оказываемся. В крупных городах – Москве, Питере – реагируют спокойно. Но бывает и наоборот. Некоторым важно найти какое-то словесное определение увиденному. Кто-то подходит, пытается заговорить. Если иду во фраке и цилиндре, скорее всего, услышу, что похож на Пушкина или что я дирижер или иллюзионист. Если на мне кимоно, скажут, что я самурай. Это нормально – все мы мыслим популярными образами.
– Как вы относитесь к такому вниманию?
Андрей: Абсолютно нормально и доброжелательно. Мы в этом отношении приветствуем позицию простоты, потому что это для нас обычная одежда, а не попытка кого-то провоцировать. Я так давно придерживаюсь подобного стиля в повседневной одежде, что у меня нет ощущения, что я неадекватно одет. Думаю, в какой-то степени моя уверенность в этом передается и окружающим.
– А ваши родные как реагируют?
Мария: В какой-то степени им импонирует наш образ. Они даже гордятся нашим необычным внешним видом.
Андрей: Все родственники понимали, что я получу художественное образование. Соответственно знали, что у меня будет не такая одежда, к которой они привыкли – все работают в офисах, и для них дресс-код – норма. Но это точно не мое. Первое время моим родным казалось, что я странно одеваюсь. Сейчас уже привыкли.
– В вашем гардеробе вообще нет одежды из масс-маркета?
Мария: Практически нет. Есть парочка базовых трикотажных вещей. Приходишь в торговый центр и понимаешь, что выбора практически нет: все магазины транслируют одну и ту же моду, везде все одинаковое. Большинство марок масс-маркета, на мой вкус, предлагают одежду, в которой ничего интересного в смысле дизайна. К тому же она некачественная.
Андрей: Мы слишком много знаем про культуру исторического костюма (про моду XX века в том числе), чтобы одежда масс-маркета не казалась унылой. Основное отличие современной одежды от винтажной – сиюминутность. Люксовые бренды – исключение, они действительно делают классные вещи, но их коллекции тоже быстро устаревают. Пожалуй, у меня нет интереса к масс-маркету, потому что это однодневная мода, а не стиль.
– Где вы покупаете вещи?
Мария: У нас очень эклектичный гардероб, в нем есть винтажная одежда, люксовые бренды, предметы этнографического костюма и антикварные вещи конца XIX века. Все эти вещи мы покупаем на разных площадках. Кимоно и японские аксессуары – на японских онлайн-барахолках, таких как Yahoo. Русский этнографический текстиль – на вернисаже в Измайлово. Европейский текстиль – на Ebay, Etsy или что-то привозим сами с европейских блошек.
Андрей: За вещами для моего винтажного гардероба езжу в питерский магазин OFF. У них можно найти предметы мужского гардероба начала XX века. Магазин уникален – антикварные вещи в отличном состоянии я встречал только там. Можно собрать типичный мужской повседневный лук начала прошлого столетия – брюки, жилет, визитка и котелок – за 25 000 рублей. В Москве, к сожалению, нет таких мест. На виртуальных площадках, как Avito, случаются беспрецедентные находки. Европейцы и американцы хорошо знают цену брендовым вещам, а наши – не всегда. Например, мы купили вествудскую шерстяную двойку (пиджак и юбка) из тартана (ткань в клетку – прим. ред.) за 8000 рублей, хотя за границей она продавалась за 950 долларов.
– Есть ли вероятность, что через некоторое время ваша любовь к костюмам пройдет?
Андрей: Думаю, нет, ведь это не хобби, а стиль жизни. Тем более исторические костюмы – часть нашей профессиональной деятельности.
06 сентября, 2019