На экраны вышел блокбастер «Дэдпул и Росомаха», уже успевший стать самым кассовым фильмом со взрослым рейтингом в американском прокате, обойдя «Страсти Христовы» Мэла Гибсона. Любопытно, что это первый фильм с таким рейтингом в кинематографической вселенной Marvel. Рассказываем, в чем секрет успеха. Осторожно: в тексте встречаются несюжетные спойлеры!
Дэдпул — один из самых популярных персонажей комиксов Marvel, однако до этого момента он не мог встретиться на экранах с мстителями, стражами Галактики или Человеком-пауком. Все дело в правах на персонажа, которые долгое время принадлежали студии «Двадцатый век Фокс», владевшей также всем каталогом «Людей Икс» и «Фантастической четверкой». Но в 2017 году Disney купил «Двадцатый век Фокс», под эгидой которого вышли два первых фильма про Дэдпула с Райаном Рейнольдсом, и наконец получил права практически на всех персонажей Marvel. Прямо сейчас идет разработка новой «Фантастической четверки» с Педро Паскалем, а мутанты постепенно становятся частью кинематографической вселенной. Да, Дэдпул — тоже мутант.
После того как Уэйда Уилсона (настоящее имя Дэдпула) отказались брать в состав Мстителей в самом начале фильма, герой забрасывает супергеройские дела и устраивается на работу в автосалон. Там он консультирует людей, какой автомобиль для семейных поездок подходит лучше. На день рождения Уэйда собираются все его друзья и даже несколько незваных гостей. Эти хорошо вооруженные ребята представляются отрядом УВИ (Управление временными изменениями — организация, следящая за перемещениями во времени) и силой приводят героя к некоему мистеру Парадоксу (Мэттью Макфэдиен). Тот рассказывает Дэдпулу, что его вселенная рушится, но виноват в этом не он, а какой-то Логан, умудрившийся не так давно умереть, из-за чего теперь умирает и вся временная линия.
Мистер Парадокс хочет нанять Уэйда, чтобы ускорить процесс гибели его вселенной, а заодно уничтожить еще одну (ту самую, где живут хорошо знакомые нам мстители). Но Дэдпул принимает противоположное решение — вселенные не уничтожать, а спасать. В одиночку, впрочем, ему не справиться… Нужна помощь Росомахи!
Кадр из фильма «Логан»
Мы все помним, что Росомаха в исполнении Хью Джекмана героически погиб в фильме «Логан». И буквально на его металлических костях пляшет Дэдпул в открывающей сцене триквела, однако это не помешало Логану вернуться на экраны. Росомаха — тоже мутант, поэтому формально он стал доступен студии Marvel вместе с Дэдпулом. Но, чтобы вернуть Хью Джекмана, потребовалось обратиться к концепции мультивселенных, то есть взять Логана из параллельной вселенной, у которого судьба сложилась иначе (в своей реальности он погубил сотни невинных душ), но главное, что он не умер и еще может помочь Дэдпулу спасти миры от разрушения.
Этого экранного тандема фанаты ждали давно: в комиксах персонажи часто пересекались, их также связывает общая способность к регенерации и ненависть к одному и тому же человеку, частью эксперимента которого они оба когда-то стали. Кроме того, в реальной жизни Рейнольдс и Джекман — большие друзья, так что такая коллаборация после включения героев в состав КВМ была лишь вопросом времени.
Тема на самом деле не нова. В Голливуде всегда любили сказочный мотив параллельных миров — можно вспомнить «Волшебника страны Оз» 1939 года или «Эту замечательную жизнь» 1946-го. Но тогда это было в новинку и выходило довольно редко, сейчас же появляется чуть ли не по несколько фильмов в год, так или иначе затрагивающих тему мультивселенных. Комедии (Yesterday), ужасы («Счастливого дня смерти 2»), полнометражные спешелы популярных анимационных сериалов («Бивис и Батт-Хед уделывают Вселенную», «Южный Парк») и даже фантастические драмы, которые награждают «Оскаром» за лучший фильм («Всё везде и сразу»).
Сам концепт мультивселенной позволяет представить в одном фильме несколько вариаций того же самого персонажа, которого, например, в разные годы играли разные актеры. Именно поэтому тренд особо популярен в кинокомиксах. В DC не так давно вышел «Флэш», где на экранах появились сразу три Бэтмена — Бен Аффлек, Майкл Китон и Джордж Клуни. Во франшизе «Люди Икс» была часть «Дни минувшего будущего», в которой оригинальный актерский состав (Иэн Маккеллен, Патрик Стюарт) встретил свои омоложенные версии (Майкл Фассбендер, Джеймс Макэвой).
Мультивселенные — основная тема оскароносной анимационной серии фильмов о Человеке-пауке про Майлза Моралеса. А для КВМ (киновселенная Marvel. — Прим. ред.) мультивселенные — это единственный рабочий вариант, как ввести в хронологию каноничных персонажей Marvel, которых нельзя было использовать, пока Disney вел переговоры о приобретении на них прав.
Сейчас официально в Marvel идет Сага мультивселенных, которая продолжает Сагу бесконечности (она закончилась победой мстителей над Таносом). Сага мультивселенных началась в 2021 году: общий концепт представили в сериале «Локи» (там поясняют за УВИ — Управление временными изменениями), а затем в «Человеке-пауке: Нет пути домой» встретились Том Холланд, Эндрю Гарфилд и Тоби Магуайр. С тех пор в фильмах КВМ царит полный хаос, разобраться в котором порой не могут даже убежденные фанаты комиксов. «Дэдпул и Росомаха» — в этом плане апогей Саги мультивселенных, ибо количество отсылок и камео здесь зашкаливает.
Кадр из фильма «Дэдпул и Росомаха»
Во-первых, конечно же, две предыдущие части «Дэдпула» и все фильмы о людях Икс, где присутствует Росомаха (особенно «Логан» Джеймса Мэнголда). Во-вторых, если вы хотите больше узнать о мультивселенной КВМ, то посмотрите «Локи», второго «Доктора Стрэнджа» и третьего «Человека-муравья». Там вся эта концепция, о которой Дэдпул много шутит в фильме, раскрывается чуть подробнее.
Наконец рекомендуем освежить в памяти золотую коллекцию фильмов Marvel под эгидой «Двадцатого века Фокс» и New Line Cinema, поскольку здесь есть теплый трибьют супергеройским фильмам той эпохи: «Блэйду», «Электре» и «Фантастической четверке».
Ну а если вы еще и фанат классических комиксов, то каноничный желтый костюм Логана и отсылки к таким известным сюжетам, как «Росомаха против Халка» и «Дэдпул уничтожает вселенную Marvel», определенно не оставят вас равнодушными.
Скорее да, чем нет. В отличие от двух предыдущих «Дэдпулов», третья часть кажется наименее самостоятельной и наиболее перегруженной, однако это не мешает ей оставаться веселым, ярким и динамичным блокбастером. Кроме того, зрителю здесь очень легко ассоциировать себя с Росомахой: герой тоже особо не понимает, что происходит, но мы-то видим, что Хью Джекман от всего происходящего на экране получает немало удовольствия. Мы же, в свою очередь, рады снова увидеть Хью в его самом популярном экранном образе, в котором он все так же дьявольски хорош.
Текст: Вадим Богданов
08 августа